В преддверии 30-летнего юбилея парламента Кубани его председатель Юрий Бурлачко дал интервью информагентству «ФедералПресс». В беседе с корреспондентом издания руководитель Законодательного собрания Краснодарского края поделился своими наблюдениями о том, как меняется со временем представительный и законодательный орган Кубани, рассказал о приоритетах в работе депутатского корпуса и задачах, которые ему предстоит решать в обозримом будущем.
Юрий Александрович, совсем скоро парламент Кубани отметит свое 30-летие. Как вы считаете, в чем разница между ЗСК образца начала 90-х годов прошлого века и сегодняшним органом краевой госвласти, как и прежде принимающим важные для региона решения?
— Если говорить об эффектности деятельности Законодательного собрания тогда и сейчас, то сравнивать его по данному критерию было бы, на мой взгляд, не совсем корректно.
Три десятилетия назад была абсолютно другая страна в плане экономических и политических реалий, иное отношение ко многим привычным нам вещам, российская государственность находилась по сути в начале пути своего становления. Решения требовались фундаментальные, стратегические. При этом принимать их приходилось в непростых условиях, учитывая социально-экономическую турбулентность 90-х и связанную с этим неопределенность. Поэтому зачастую приходилось и экспериментировать.
Перед нашими предшественниками стояли задачи по созданию крепкого правового каркаса, сохранению стабильности в регионе и управляемости им, преодолению межпартийных разногласий для достижения поставленных целей. Консолидировав усилия, депутатский корпус разработал и принял ряд важнейших законов, определивших дальнейшее поступательное развитие субъекта.
Сегодня кубанский парламент вместе с органами исполнительной власти формирует будущее Краснодарского края, раскрывая имеющийся у него потенциал в различных сферах, ориентируясь на указы президента и задачи, обозначаемые им в ежегодных посланиях Федеральному собранию, действуя в рамках реализации инициированных главой государства нацпроектов.
Безусловно, без заложенной нашими предшественниками фундаментальной нормативной правовой базы возможности для созидательной работы на региональном уровне были бы существенно ограничены. Простыми словами, ни одно из плодовых деревьев не даст хорошего урожая, если оно не выросло на благодатной почве. У нас такая почва есть.
Депутаты ЗСК шестого и седьмого созывов – и я об этом уже неоднократно говорил – всегда придерживались и придерживаются преемственности поколений, используя в работе опыт коллег. Но важно не только посадить то самое дерево, о котором я сказал. Не менее важно его вырастить.
Сейчас перед Законодательным собранием, как и перед краевым парламентом 90-х, стоят непростые задачи. Столкнувшись с беспрецедентными вызовами извне, мы смогли оперативно перестроиться и выработать своевременные решения по поддержке экономики, защитить интересы наших граждан, сохранить комфортные условия жизни людей и при этом не сбавить темпов по движению вперед.
Принцип работы нынешнего депутатского корпуса остался прежним. Серьезно изменилась повестка дня, для решения вопросов которой требуются новые инструменты реализации госполитики, постоянное укрепление и совершенствование нормативной правовой базы, учитывая в том числе специфику Краснодарского края. Понимание того, как это делать, есть и у губернатора Кубани Вениамина Ивановича Кондратьева, и у нас.
Вы не первый год в структуре органов власти. Поменялось ли у Вас восприятие работы в них с избранием на должность председателя Законодательного собрания Краснодарского края?
— Любой руководитель вне зависимости от занимаемого им поста всегда берет на себя серьезный груз ответственности.
Возглавляя в свое время региональный избирком, я отдавал себе отчет, насколько важно сделать процедуру голосования максимально прозрачной, провести ее на высоком организационном уровне и тем самым обеспечить реализацию права человека на свободное волеизъявление. От этого, на мой взгляд, во многом зависит уровень доверия людей к власти.
Курируя работу департамента внутренней политики в должности вице-губернатора, я и мои коллеги также четко осознавали конечную цель – сохранить стабильность общественно-политической ситуации и сделать все возможное для недопущения ее дестабилизации.
Став депутатом кубанского парламента, а потом по итогам голосования коллег и его председателем, я убедился, насколько ценным может оказаться накопленный опыт при принятии взвешенных и, главное, правильных решений. В первых двух случаях, занимая руководящие посты в региональном избиркоме и администрации Краснодарского края, зона моей ответственности, несмотря на широкий спектр рассматриваемых вопросов, была по сравнению с Законодательным собранием все-таки не такой глобальной.
Здесь принимаются решения, касающиеся абсолютно всех сфер общественной жизни, каждого кубанца, независимо от того, живет ли он в городе или на селе, учится или работает. То есть в этом плане мы несем ответственность за каждого человека в почти шестимиллионном крае. Безусловно, это в определенной степени влияет на восприятие работы в органах власти как таковой. Ты начинаешь относиться к ней не просто как к деятельности, фиксируемой в трудовой книжке, а скорее как к общественно значимому делу, выполняя обязательства перед людьми, доверившими тебе защиту своих интересов.
Юрий Александрович, Краснодарский край в силу своих географических и климатических особенностей, а также показателей экономического развития считается одним из самых благоприятных для проживания субъектов страны. Растет население Кубани, меняются запросы общества. Отличаются ли они по своему содержанию у коренных кубанцев и у тех, кто переехал на юг на ПМЖ?
— Ну вы, в принципе, частично ответили на свой вопрос. Что необходимо человеку для комфортного существования? Правильно – социальная стабильность, возможность быть уверенным в завтрашнем дне, наличие конкурентоспособного рынка труда, где каждый соразмерно собственным умениям и навыкам сможет реализовать свой потенциал. Сюда, безусловно, можно еще добавить возможность круглогодичного отдыха.
В крае действительно созданы условия, позволяющие его жителям чувствовать себя защищенными и в плане охраны здоровья, и в части предоставления разнообразных мер поддержки, и по ряду других позиций.
Я не знаю, что конкретно вы хотели услышать от меня по поводу содержания запросов от кубанцев и тех, кто к нам переехал, но скажу одно – во многом они схожи. И регион старается по максимуму эти запросы удовлетворить. Другой вопрос, что протекающие в субъекте миграционные процессы необходимо, на мой взгляд, регулировать с оглядкой на возможности местной экономики и, прежде всего, сопутствующей социальной инфраструктуры.
Какие направления в приоритете у краевого депутатского корпуса? Могут ли появиться новые с учетом современных вызовов?
— Спектр вопросов, по которым мы работаем во взаимодействии с органами исполнительной власти, постоянно расширяется. И связано это в первую очередь с необходимостью совершенствования региональной нормативной правовой базы.
То, что было актуально и в полной мере отвечало, скажем, запросам нашего агропромышленного комплекса вчера, сегодня требует корректировки с учетом новых реалий. И так происходит не только в АПК, но и в других сферах нашей экономики – промышленности, здравоохранении, санаторно-курортной сфере. Отвечая на ваш вопрос, подчеркну, что все эти направления в приоритете.
Безусловно, особое внимание сейчас уделяется всесторонней поддержке участников СВО и их семей. В сложившихся условиях это один из ключевых вопросов и краевой, и федеральной повестки. И я больше чем уверен – с окончанием специальной военной операции он не потеряет своей актуальности и нашим ребятам будут предоставляться все возможности для адаптации к мирной жизни, лечения и реабилитации.
Ну, а что касается абсолютно новых направлений в работе Заксобрания, то если таковые появятся, в чем с учетом последних тенденций сомневаться не приходится, то связаны они будут исключительно с формированием будущего Краснодарского края. Так было всегда.
Юрий Александрович, если помечтать и представить кубанский парламент сейчас и еще через 30 лет – в чем может быть разница?
— Вы знаете, главное отличие мечтателей от реалистов заключаются в том, что первые идеализируют будущее, не прилагая к этому особых усилий, а вторые создают его здесь и сейчас собственным трудом, опираясь на существующие возможности. Вот я как раз отношусь именно к этой категории. Каким будет Законодательное собрание через 30 лет? Поживем – увидим.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин