Темой обсуждения в социальных сетях стал «монастыринг» – поездки в православные обители с целью смены обстановки и психологической разгрузки. Молодые блогеры становятся трудниками: они выполняют монастырские послушания за еду и проживание. О том, какие монастыри есть в Свердловской области, как можно стать трудником и какие подводные камни видят в этом священники, – в материале «ФедералПресс».
Монастыри Свердловской области
Всего в Свердловской области расположено девять мужских и десять женских обителей. Некоторые из них находятся в центрах городов, другие – в сельской местности.
Мужские монастыри:
- Крестовоздвиженский (Екатеринбург);
- Во имя святых царственных страстотерпцев на Ганиной Яме (Екатеринбург);
- Казанский (Нижний Тагил);
- Преображенский (Каменск-Уральский);
- Всецарицынский (Новоуральск, село Тарасково);
- Свято-Николаевский (Верхотурье);
- Свято-Косьминская пустынь (Верхотурье, деревня Костылева);
- Новомучеников и исповедников Церкви Русской (Алапаевск);
- Свято-Введенский скит (Невьянск, село Сербишино).
Женские монастыри:
- Ново-Тихвинский (Екатеринбург);
- Скорбященский (Нижний Тагил);
- Благовещенский (Ревда, поселок Краснояр);
- Свято-Пантелеимоновский (Краснотурьинск);
- Боголюбский (Красноуфимский район, поселок Сарсы-Вторые);
- Покровский (Верхотурье);
- Во имя преподобномученицы Елисаветы Федоровны (Алапаевск);
- Свято-Николаевский (Туринск);
- Свято-Покровский (Каменский район, село Колчедан);
- Подворье Серафимо-Дивеевского монастыря (Среднеуральск).
Отметим, что не все монастыри принимают паломников с проживанием. Например, настоятельница Скорбященского монастыря игуменья Мария (Сташевская) рассказала корреспонденту «ФедералПресс», что в ее обители нет свободных помещений, чтобы поселить трудниц. По ее словам, с похожей проблемой сталкиваются и некоторые другие женские монастыри. Поэтому стоит осведомиться заранее о том, готова ли обитель принять нового человека.
Кто такие трудники
Как рассказал и. о. игумена Преображенского монастыря иеромонах Феодосий (Сохарев), потенциальному труднику нужно взять паспорт, не страдать серьезными психическими расстройствами и заразными болезнями. Кроме того, необходимо иметь опыт духовной жизни и стремиться найти истину, а не просто испытать новые ощущения. Пьющим и курящим следует расстаться с вредными привычками на время трудничества.
По словам клирика монастыря Новомучеников и исповедников, и. о. руководителя миссионерского отдела и отдела по работе с молодежью Алапаевской епархии иеромонаха Серафима (Шанина), один из священников обязательно проводит собеседование с кандидатом в трудники.
«Бывает, что человек чуть-чуть странноватый, тогда можно задать вопрос и в 99 % случаев выяснить, что человек «со справкой». Так как в монастыре все-таки есть моральная, психологическая, молитвенная нагрузка, то лучше не рисковать. А если все в порядке, то тогда берем», – говорит отец Серафим.
Как правило, трудникам дают простые поручения: таскать дрова, мыть полы, помогать поварам, участвовать в сельскохозяйственных работах. Конечно, если попадается человек с необходимыми монастырю навыками, он может работать и по профессии.
«Работа обычно чисто механическая не просто потому, что мы используем дешевый труд. Нужно, чтобы ум был свободен для молитвы, потому что нахождение в монастыре – это не только труд. Полноценным оно бывает только тогда, когда совмещается с постом, молитвой, исповедью и причастием. Каждый день хотя бы немножко надо беседовать со священником, чтобы человек делал все осознанно, провел над собой работу, которая позволила бы ему набраться сил и благодати», – поясняет иеромонах.
Отношение к «монастырингу»
Нередко трудники со временем становятся послушниками, а затем и монахами. Например, отец Феодосий в качестве трудника занимался столярным ремеслом, а отец Серафим приехал в монастырь всего на неделю. Самый известный пример – митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов), который еще в советское время жил в качестве трудника в знаменитом Псково-Печерском монастыре.
«Трудник подвизается, следующая стадия – это послушник, затем – монах, священник. Можно дойти до чего угодно, как Господь его приведет. Некоторые стали игуменами, епископами, тот же митрополит Тихон начинал с того, что чистил ямы. У нас в монастыре, правда, в последнее время таких трудников не было – не выдерживали искушений. То ли у нас трудники такие, то ли условия», – говорит отец Феодосий.
К «монастырингу» с фотоотчетами в соцсетях у служителей церкви двойственное отношение. Отец Серафим признается, что и его самого упрекали в «показухе», но его открытость привела к церкви многих молодых жителей Алапаевска. Его подписчики теперь ходят на причастие, венчаются и крестят детей.
«Если есть возможность с человеком пообщаться, мы обязательно проговариваем момент, чтобы это не переходило у него в лицемерие. Потому что если это все приведет к обману, то человек не то что не приобретет благодати, а еще больше потеряет, чем думает приобрести», – заключает алапаевский миссионер.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин