МОСКВА, 23 октября, ФедералПресс. Есть люди, про которых говорят «приятный во всех отношениях». Однако не все до конца понимают, что кроется за привычкой стараться всем угодить. Проблема в том, что мир устроен несколько сложнее. Специалист по тревожно-депрессивным и психосоматическим расстройствам Виктория Читлова рассказала «ФедералПресс», кто такие people pleaser и почему таких людей привыкли использовать.
Человек-угодник
Или иначе – People pleaser. Обычно это слишком заботливые, отзывчивые, неконфликтные люди, всегда готовые помочь, откликаются на любые просьбы. Также таких людей почти никто не встречал в плохом настроении. Однако Читлова утверждает, что важно различать, когда позитивный настрой и стремление помогать другим являются результатом осмысленного выбора, а когда демонстрируют собой феномен people pleaser.
«Это человек, который постоянно стремится понравиться окружающим, ставит их потребности выше собственных. Часто такие люди боятся конфликтов, критики и отвержения, поэтому стараются всем понравиться», – отметила специалист.
Компенсация недостатка внимания
Если в детстве ребенка в том или ином виде отвергали – оставляли продолжительное время без внимания родителя/родителей, игнорировали потребности либо не принимали таким, какой он есть, он/она может вырасти с компенсаторным навыком, достигающим гротескных проявлений: стремление угодить всем, чтобы компенсировать недостаток внимания, одобрения.
«Как показывает моя практика, одобрение и внимание нужны травмированным людям-угодникам для удовлетворения базовой потребности – понимания того, что я есть, я ценен и вообще достоин жизни на этой земле, в социуме», – рассказала эксперт.
Воспитание
Еще один вариант формирования подобного поведения – воспитание, в котором приветствуются определенные сценарии поведения, сопряженные с игнорированием собственных потребностей. Например, в традиционных обществах, где семейственность и коллективизм очень важны и являются частью культуры и этнической принадлежности. В таких обществах высоко ценится самопожертвование, попрание своих интересов ради других.
Угодливые люди боятся отказов и отвержения, избегают конфликтов, менее уверены в своих решениях. Из-за того, что понимание своей ценности происходит через реакции окружающих, самооценка таких людей неустойчива и часто снижена.
«Образ самого себя искажен, человек, не уточняя для себя, кто он такой и чего хочет или не хочет на самом деле, носит маску, через которую презентует себя миру. Для нервной системы этот режим расценивается однозначно – как ложь», – предупредила специалист.
Восприятие people pleaser окружающими
Окружающие могут начать воспринимать поведение такого человека как должное, обесценивая его старания: «Этот человек сам для себя не важен, почему должен ценить его я?»
Эмоциональное выгорание
Читлова отмечает, что постоянная забота о других и пренебрежение своими потребностями приводит к истощению, эмоциональному выгоранию, чувству обиды и еще большей потере самоидентичности. Постоянное напряжение и страх не оправдать ожидания вызывают эмоциональные проблемы, повышая тревожность и провоцируя физиологический стресс.
«Психотерапевтическая работа с клиентами, склонными угождать другим, в моей практике и в работе сотрудников Центра направлена на обнаружение и осознание этого принципа; поиск его причин; формирование более объективного восприятия себя и других. Все это помогает избавить себя от искажений и заблуждений», – подчеркнула эксперт.
Можно ли избавиться от феномена people pleaser?
Читлова привела пример из собственной практики. Одна из ее пациенток поделилась, что по мере того, как она становилась все более честной с самой собой, другие начинали узнавать ее настоящую, а не фальшивую версию. Также у женщины поменялся круг общения и пропала привычка спасать каждого.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал о еще одном важно психологическом феномене: почему важно уметь расслабляться и как правильно ничего не делать.
Фото: unsplash.com