В Казани завершился саммит БРИКС. Его участники договорились создать систему трансграничных расчетов, разработать новую инвестиционную платформу, а также продолжить развивать особые экономические зоны. Это поможет членам объединения и их партнерам использовать финансовые инструменты в обход доллара. По мнению экспертов, инициативы приведут к изменению мировой модели расчетов, а БРИКС станет по-настоящему мощной международной средой.
Новая инвестиционная платформа
В итоговом заявлении саммита есть пункт о поддержке инициативы новой инвестиционной платформы – она может появиться на базе Национального банка развития (НБР). Основная цель проекта – увеличение инвестиций в страны БРИКС и Глобального Юга. Предложение по созданию этой платформы высказал президент России Владимир Путин во время расширенного совещания стран-членов БРИКС.
Никакой конкретики по поводу этой системы в документе не указано, но речь, вероятно, идет о BRICS Bridge – платежной инфраструктуре для расчетов в цифровых валютах между центральными банками стран, входящих в организацию. Идея платформы в том, чтобы платежи проходили без участия коммерческих банков-респондентов, что особенно актуально в условиях санкций для России и Ирана.
Министр финансов Антон Силуанов заявлял, что цифровые финансовые активы для расчетов между странами в рамках этой системы будут ориентироваться на стоимость национальных валют стран – участниц объединения.
Платформа будет включать различные финансовые инструменты, отбор проектов и их финансирование, сотрудничество с другими финансовыми институтами, например с Азиатским или Всемирным банками.
Вероятно, посредством BRICS Bridge и НБР страны-участницы объединения смогут финансировать крупные инфраструктурные проекты, обмениваться данными об инвестиционных возможностях, а также разрабатывать новые финансовые инструменты: фонды, облигации и многое другое для привлечения инвестиций.
Независимая трансграничная расчетно-депозитарная инфраструктура
Еще одной инициативой, которую поддержали страны БРИКС, стала независимая трансграничная расчетно-депозитарная инфраструктура BRICS Clear. С ее помощью страны-участницы смогут вести учет ценных бумаг внутри сообщества.
Работающая на технологии блокчейн система, позволит странам пользоваться финансовыми секторами друг друга, несмотря на внешние санкции. Силуанов подчеркивал, что использование в BRICS Clear цифровых финансовых активов позволит проводить расчеты, не задействуя банковскую инфраструктуру Запада.
Кандидат экономических наук Юрий Твердохлеб убежден, что BRICS Clear имеет самые позитивные перспективы, поскольку может стать устойчивой системой расчета в обход санкционных ограничений.
«Вы знаете, что в России уже два года идет тестирование цифрового рубля в прикладном аспекте. Расчеты будут идти на основе цифровых валют. Они будут иметь все преимущества безналичных денег и станут еще более прозрачны с точки зрения их идентифицируемости и осуществления расчетов», – сказал Твердохлеб.
По его словам, основным плюсом использования такой системы станет то, что никто не сможет вмешиваться в расчеты, не будет никаких посредников во взаиморасчетах стран.
«Центробанк будет полностью контролировать процесс от начала и до конца. Меняется модель расчетов, она исключает влияние третьих лиц. Это один из главных практических вопросов, который решился в Казани. Перспективы у Brics Clear исключительно положительные», – добавил кандидат экономических наук в беседе с «ФедералПресс».
Особые экономические зоны БРИКС
В декларации БРИКС уделяется внимание развитию особых экономических зон (ОЭЗ). Страны объединения называют их отлаженными механизмами торгово-промышленного сотрудничества и развития производственного сектора.
Всего в странах БРИКС действует около трех тысяч ОЭЗ. Директор департамента многостороннего экономического сотрудничества Никита Кондратьев подчеркивал, что многостороннее сотрудничество в рамках ОЭЗ позволит увеличивать интерес международных предпринимателей к крупным инвестиционным проектам.
ОЭЗ также положительно влияют на развитие инфраструктуры, позволяют странам БРИКС продвигать научные и технологические достижения, совместно сотрудничать в специфических секторах экономики.
Страны объединения также поддержали Форум по сотрудничеству в области особых экономических зон. Такие форумы позволяют обмениваться опытом по управлению ОЭЗ, совместно работать над экономическими инициативами, а также обсуждать механизмы стимулирования инвестиций.
«Такие зоны – это акселератор развития международного сотрудничества и взаимного обмена технологиями и продукцией. ОЭЗ удобны для расширения и углубления взаимоотношений и установления контакта между странами», – сказал Твердохлеб.
О чем говорят совместные проекты стран БРИКС
Директор Института инструментов политического анализа Александр Шпунт подчеркнул, что существовавшая до начала СВО модель, при которой ведущие страны мира берут на себя определенные финансовые обязательства, развалилась. Это произошло, когда Россию отключили от всех финансовых механизмов.
«Исчезла надежность, страны начали думать, какие финансовые платформы создать внутри себя, чтобы не зависеть от Запада. Самый простой пример – это SWIFT, которая формально является коммерческо-независимой организацией, которая сидит в Бельгии, но мгновенно выключается по сигналу из-за океана», – заметил Шпунт.
По его словам, санкции показали, что опираться на эти финансовые инструменты нельзя. Именно поэтому страны объединения обсуждают экономические инициативы, добавил эксперт.
Политолог считает, что БРИКС нужно создать свой исполнительный механизм и постоянно действующие рабочие органы. Именно тогда, убежден политолог, можно рассматривать создание всех этих финансовых платформ. «Пока эти проекты находятся на таком уровне проработки, что могут то мгновенно всплывать, то мгновенно исчезать», – сказал Шпунт и подчеркнул, что прежде всего БРИКС нужен постоянно действующий исполнительный механизм.
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов считает, что БРИКС может стать по-настоящему мощной международной средой в вопросах финансовых отношений между странами. Эксперт уверен – альтернативные способы взаиморасчетов важны для государств, которые не хотят быть зависимыми от США. «Другое дело, что это все пока только намерения. Это задачи, которые поставлены, выполнить их сложно», – добавил Лукьянов в беседе с «ФедералПресс».
Он пояснил, что расчеты в долларах удобны и практичны, особенно для тех стран, которые не хотят конфликтовать с Западом. «Создание альтернатив, конечно, будет очень сложным процессом, но тем не менее задача поставлена. Я думаю, что постепенно она будет выполняться», – сказал политолог.
Фото: Алексей Даничев / фотохост-агентство brics-russia2024.ru
Эксклюзивы «ФедералПресс»