В рамках десятилетия Российской ассоциации политических консультантов в Новосибирск прошел День политконсультанта в Сибири. В выступлениях политконсультанты и политтехнологи поделились опытом работы в регионах России, обсудили перемены в проходящих избирательных кампаниях и попытались понять, останется ли востребованной их профессия.
Объединение вокруг флага
Директор по политическому анализу ИНСОМАР Виктор Потуремский (выходец из Красноярска) поделился социологическими наблюдениями. Он отметил, как доминирующий фактор последних двух лет – «объединение вокруг флага». Социологические исследования отмечают крайне высокую поддержку избирателями курса президента. Эффект носит удивительно долгий характер, не снижаясь в течение 2023 и 2024 годов.
При этом избиратель начал жить в «новой нормальности». То, что не оправдались алармистские прогнозы первой половины 2022 года (о крахе экономики, появлении дефицита и т. д.), люди ставят в заслугу федеральной власти: «Кто «виноват» в том, что этого не произошло? Ну очевидно, что Путин «виноват». Ответственность возлагается на власть».
На региональном уровне избиратели демонстрируют прагматизм: если власть справляется с ситуацией, то зачем ее менять? Людей в первую очередь волнует безопасность и комфорт. Поэтому в тех регионах, где произошла, например, разморозка труб в двух-трех домах, губернаторы заплатили за это высокую цену в потере рейтинга.
«Вдумайтесь – основное эмоциональное состояние людей в возрасте 18+ – тревога. Чем отличается тревога от страха, вы понимаете. Я могу бояться собаку, но я знаю, что с этим делать. А тревога – это демотивирующее состояние, когда все будет плохо, но почему – я не знаю», – отметил Потуремский.
Социологические опросы показывают такие актуальные запросы населения к власти, как развитие ключевых отраслей экономики, поддержка материального благополучия населения, эффективная работа администрации, поддержка мобилизованных, добровольцев и их семей и «демонстрация общей судьбы». То есть не одобряется населением разделение на «элиту» с более высокими правами и «простой народ».
Потуремский выделил маркеры оценки ситуации (в регионе), по которым население судит об эффективности власти:
- безопасность (речь не только о военной безопасности, но и в целом),
- дороги (по состоянию дорог люди судят о дееспособности власти),
- доступность медицины (причем этот фактор почти никак не связан с реальным состоянием медицины – если она хорошая, люди все равно ставят ее в приоритет),
- работа общественного транспорта.
- ситуация с мигрантами,
- жилищное строительство.
Онлайн и оффлайн – только вместе
В выступлениях экспертов много внимания уделялось работе с избирателями через интернет. Очевидно, что роль интернет-технологий возрастает, однако сами по себе они не являются панацеей. И Александр Назаров (эксперт Центра политических компетенций НИУ ВШЭ) и известный новосибирский политконсультант Валерий Смородников отмечали, что онлайн-технологии работают только в связке с офф-лайн технологиями. И вообще нет отдельно «интернет-избирателя» и «офф-лайн избирателя», это один и тот же избиратель, и соответственно, коммуницировать с ним надо и там, и там.
Взаимодействие с избирателями через соцсети – самый быстро меняющийся сегмент политтехнологий. Если еще вчера «кружочками» в мессенджерах обменивались дети и водители маршруток, то теперь это обычный контент в телеграм-каналах губернаторов.
Тем не менее пока, по опросам кандидатов, соцсети занимают только 4-е место по эффективности агитации. Старая добрая «классика» пока тоже в деле – от встреч с избирателями и поквартирных обходов до предвыборных викторин и «фоновых» проектов, не имеющих вроде бы отношения к избирательной кампании.
Все больше применяются интерактивные формы взаимодействия с избирателями. От игр до чат-бота, который уже был зарегистрирован как АПМ в избирательной комиссии на региональных выборах. Впрочем, новосибирский избирательный юрист Олег Пучков сообщил, что агитация в Сети – постоянная головная боль электоральных юристов.
Дистанционное электронное голосование
Исполнительный директор Фонда социальных инноваций в гражданском обществе «Генезис» Олег Захаров рассказал в своем докладе, что в России по существу действует сразу две системы ДЭГ (дистанционное электронное голосование): одна – в Москве, другая – в регионах. И если в московской системе ты можешь проголосовать в любой момент, то в «общероссийской» надо заранее зарегистрироваться, что приводит к снижению числа участников голосования.
Все выступавшие высказывались о ДЭГ комплиментарно, делились опытом привлечения избирателей на дистанционное голосование и хвалили его удобство. Захаров выражал уверенность в правильном подсчете голосов на ДЭГ, хотя и признавал, что ЦИК выдает крайне мало открытой статистики о том, кто, как и где голосует по ДЭГ. Но в качестве аргумента приводил примеры, где кандидаты оппозиционных партий получали на ДЭГ больше голосов, чем на избирательных участках. То, что роль ДЭГ будет возрастать и что политконсультанты должны учитывать это в своих стратегиях, признавали все выступавшие.
Где живет конкуренция на выборах
На вопрос «Где пройдут самые конкурентные выборы ЕДГ (единого дня голосования) 2025 года?» прозвучал ответ: «В Иркутской и Новосибирской областях».
В Иркутской области будет избираться глава региона, а в Новосибирской пройдут выборы депутатов заксобрания и Совета депутатов Новосибирска.
«В течение десяти лет подряд самой конкурентной кампанией избирательного цикла является Новосибирск, – поделился своим мнением политконсультант Константин Лукин из Барнаула. – Из-за того что выборы в заксобрание проходят вместе с выборами в горсовет и из-за того что здесь большое количество местных финансово-промышленных групп, которые вкладываются в кандидатов, партии, борются за власть и проводят своих. Я бы сказал, что несколько лет назад кампания в горсовет была здесь намного конкуретнее и интереснее, чем кампания в заксобрание. Муниципалитет – это земли, а земли – это строительство, а застройщики – это одни из тех, кто здесь играет в выборы».
Андрей Финогенов, политконсультант из Красноярска, считает, что самый интересный в смысле выборов регион Сибири – это Иркутская область, где будут «выборы всего, практически, и не исключено, что ВДЛ в том числе» (ВДЛ – высшее должностное лицо, то есть губернатор).
Прошедшие в 2024 году выборы мэра Братска Иркутской области, на которых проиграл действующий мэр, кандидат «Единой России», приводились на круглом столе в качестве примера того, что конкуренция на выборах в России еще не умерла.
Вымрут ли политтехнологи
Участники круглого стола вспомнили, как профессию политконсультанта «хоронили» еще в 2004 году, после отмены выборов губернатора. Потом – после отмены выборов депутатов Госдумы по округам. Но политтехнологи, в отличие от динозавров, оказались способны эволюционировать и менять экологическую нишу.
Откровенен был Евгений Шпак из Омска: «Все мы в достаточно узкой аудитории и все мы понимаем, чем политтехнологи сейчас отличаются от того, чем они были раньше. Выборы были конкурентны, выборы были интересны, сейчас они во многом похожи на легитимизацию процесса и обеспечения нужного результата теми или иными технологиями… В результате те люди, которые сейчас приходят в профессию, – они видят только этот процесс – легитимизация выборов. Реальной конкуренции они не видят. Через год, два, три, пять начнутся хорошие избирательные кампании. И часть технологов, которые привыкнут к тому процессу, окажутся не то что невостребованными – они окажутся проигравшими».
Вице-президент РАПК Петр Быстров отметил, что политконсультанты могут быть востребованы в смежных областях. Везде, где есть борьба мнений и конфликты, политконсультанты могут применять свои умения. «В градостроительной деятельности, в том, что связано с экологическими проблемами, с деятельностью застройщиков, в проектах, связанных с формированием городской среды, и так далее. Мы видим, что проекты, которые реализует власть, по благоустройству, созданию парка, зачастую вызывает недовольство населения, и это недовольство бывает связано с недостатком информации. И все те подходы, которые мы применяем в кампаниях, могут работать и здесь. Это большой рынок, который может работать независимо от избирательных кампаний».
Даже после отмены выборов мэров в большинстве городов деятельность политконсультантов не перестала быть востребованной – требуется ввести в информационное пространство кандидата на пост мэра, объяснить, почему именно эта кандидатура подходит. «Это не только легитимизация, это – создание политического образа тех чиновников, глав администраций, которых сейчас избирают не путем всенародного голосования, а путем проведения конкурса. Все-таки эти люди должны обладать определенным политическим весом», – отметил Быстров.
Вице-спикер Совета депутатов Новосибирска Антон Тыртышный обратил внимание на то, что политконсультанты могут помогать кандидатам попадать в «согласованный список», поскольку этот список составляется политическими менеджерами регионов («политическим классом») в год выборов на основании обстановки на земле. Если кандидат начнет работу на округе за два-три года до выборов, то за год до дня голосования, когда начинают составляться «шахматки», его уже будет невозможно игнорировать. Если же кандидат появится за несколько месяцев до выборов, то ему скажут: где ты был, все места в «шахматке» уже заняты. «И роль политконсультанта сейчас – искать внутриэлитные конфликты и года за два, за три до выборов объяснять людям, у которых есть амбиции, что им нужно делать, чтобы оказаться в процессе».
Впрочем, другие участники круглого стола не вполне согласились с Тыртышным: очень часто политтехногов и политконсультантов привлекают в тот момент, когда кампанию надо спасать в авральном режиме. И с кандидатами что-то может случиться за два-три года.
Фото: ФедералПресс / Матвей Тырышкин