Очередной коррупционный скандал разразился в столице. На этот раз в фокусе внимания правоохранителей оказался подрядчик, поставлявший материалы для московского метрополитена. Сколько денег было украдено, кто пытался нажиться на простых москвичах и каким будет итог громкого коррупционного дела – читайте на «ФедералПресс».
Что случилось
Рельсы-рельсы, полушпалы
На этой неделе Басманный суд Москвы арестовал Яну Талипову, заместителя гендиректора АО «ВО «Технопромимпорт», ставшую уже четвертым фигурантом громкого дела о коррупции в столичном метрополитене.
Это дело связано с хищением 2,1 миллиарда рублей. Следователи полагают, что деньги были похищены при реализации контракта на поставку железобетонных полушпал для новых и модернизируемых веток метро. Вместо качественных полушпал, которые гасили бы звук при движении поездов и уменьшали бы тряску, закуплены были обычные шпалы, причем самого плохого качества.
![]()
Уголовное дело, возбужденное ГСУ СКР 22 октября 2024 года, затронуло и первого заместителя начальника ГУП «Московский метрополитен» Дмитрия Дощатова и двух других высокопоставленных сотрудников столичной подземки. Они сейчас находятся под арестом.
Платим борзыми щенками
Дощатов был задержан за получение взятки в виде автомобиля Toyota RAV4 стоимостью около 5 миллионов рублей за согласие на оплату некачественных полушпал, которые не соответствовали техническим условиям контракта.
По информации правоохранительных органов, контракт на 3 миллиарда рублей был заключен в 2017 году между АО «Мосинжпроект» и АО «ВО «Технопромимпорт». Однако, как выяснили следователи, вместо поставки качественной продукции, то есть хороших полушпал, компания заключила фиктивный договор с литовской фирмой UAB MAPID LT на сумму 2,3 миллиарда рублей. При этом фактически затраты составили всего 937 миллионов рублей, то есть более чем половина из денег, указанных в контракте, была похищена.
По факту же полушпалы производили не литовцы, а белорусы. Именно белорусские предприятия поставляли подрядчику полушпалы – к сожалению, плохие. Изготовленные в Беларуси полушпалы были самыми дешевыми и не соответствовали техническим условиям, прописанным в контракте. В результате с 2020 по 2024 год столичное метро получило около 200 тысяч комплектов полушпал, которые не соответствовали заявленным стандартам.
![]()
Ситуация усугубляется финансовыми проблемами АО «ВО «Технопромимпорт», которое находится на грани банкротства. Выручка компании составляет 671 миллион рублей, а чистая прибыль – минус 98 миллионов рублей.
Украли полстанции метро
Сколько денег?
Итак, контракт на поставку полушпал был заключен на сумму 3 миллиарда рублей. В рамках схемы был заключен фиктивный договор с литовской фирмой на сумму 2,3 миллиарда рублей. Эта сумма была использована для обоснования выделения средств от департамента строительства Москвы. На самом деле полушпалы были произведены на белорусских предприятиях, и фактические затраты на их производство составили 937 миллионов рублей.
![]()
Таким образом, разница между суммой контракта (3 миллиарда рублей) и фактическими затратами (937 миллионов рублей) составляет 2,063 миллиарда рублей. Это и есть сумма, которая была похищена в результате мошеннической схемы.
Много это или мало? Градостроительный комплекс Москвы сообщает: стоимость строительства одного километра линии метрополитена и станции – 4,5 миллиарда рублей. Следовательно, коррупционеры отняли у москвичей почти половину станции метро.
Сколько шпал?
Вернемся к полушпалам. Длина шпал составляет 2,75 метра на прямых участках и 2,65 метра на кривых, с поперечным сечением 250×160 мм, говорится в учебнике «Строительство метрополитенов». Для укладки одного километра главного пути требуется от 1680 до 2000 шпал.
![]()
Таким образом, 200 тысяч полушпал эквивалентны 100 тысячам шпал, что позволяет прикинуть: на эти шпалы можно было бы уложить около 50 километров пути. Для сравнения: это расстояние соответствует длине Сокольнической линии, которую можно было бы полностью обновить с использованием этих полушпал.
Мнение экспертов
Государство должно показать жесткость
Историк и политолог Александр Макушин считает, что дело о коррупции в московском метрополитене имеет серьезные политические последствия: столичная «подземка» – это не только транспортная артерия мегаполиса, но и политический, и имиджевый проект всей страны.
«Это громкий плевок в лицо государства. И я считаю, что государство в этом конкретном случае должно показать всю свою жесткость, потому что московское метро – это не просто элемент стратегической безопасности, это элемент престижа нашей страны. Одновременно это будет использовано нашими геополитическими противниками как удар и по имиджу президента, по имиджу московского мэра, который много делает для Москвы, и по имиджу всей системы власти», – сказал Макушин корреспонденту «ФедералПресс».
Опасный прецедент
Эксперт убежден – коррупционный скандал подобного масштаба не может не привлечь внимания оппозиционных критиков, что может привести к падению авторитета власти внутри страны. Поэтому государству необходимо рассматривать эту ситуацию как прецедент и принимать максимально жесткие меры.
«Все критики – от левых и правых до откровенных оппозиционеров будут использовать этот случай как прецедент, чтобы очернить страну, чтобы лишний раз посеять сомнения. Естественно, это чисто уголовное дело становится сейчас делом политическим и даже делом, которое требует на основании его как прецедента полного ужесточения самой системы наказания за подобные преступления», – объяснил аналитик.
Политолог Дмитрий Солонников убежден, что политических последствий резонансного коррупционного скандала ждать не стоит – он ничем не лучше и не хуже большинства других уголовных дел. «Последствия уголовные будут, политических, я думаю, ждать не стоит. Сейчас очень много уголовных дел, связанных с коррупцией, но политических последствий они обычно не имеют. Все заканчивается частным определением. Здесь будет то же самое», – считает эксперт.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Виктор Вытольский, Вера Романескул


