Top.Mail.Ru
Общество
Омская область
0

Колония особого режима ИК-7 в Омске: как живут по ту сторону решетки

Колония
Исправительная колония №7 – место для особо опасных рецидивистов

Исправительная колония №7 находится на окраине Омска. Сюда отправляют отбывать наказание осужденных, совершивших особо тяжкие преступления. Обозреватель «ФедералПресс» побывал за колючей проволокой и пообщался с теми, кто не понаслышке знает, что такое зона.

Особый исправительный режим

Вход на территорию колонии начинается с КПП, дальше – проверка документов. Встречающиеся по пути осужденные почтительны к гостям, здороваются и провожают взглядом. У многих в глазах тоска. Сроки заключения у всех разные, в зависимости от состава преступления, но все немаленькие – свыше 10 лет.

ИК-7 предпоследняя инстанция перед пожизненным заключением

«Осужденных мы приучаем к труду, организуем учебный процесс, у нас есть своя школа и училище. Кроме того, стараемся не забывать о спортивной составляющей – проходят спартакиады и даже есть своя хоккейная команда «Добрые акулы», сдаются нормы ГТО, и проводим у себя Рождественский забег, а с недавнего времени проводим соревнования по мини-гольфу», – рассказывает начальник отдела по воспитательной работе с осужденными Игорь Зажирский.

«За добросовестное отношение к труду, учебе, за хорошее поведение и участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях осужденный может быть переведен в облегченные условия отбывания наказания: дополнительное свидание или передачу со свободы. Для нас это кажется незначительным, а для осужденных любая весточка от родных – очень важно», – пояснил Игорь Зажирский.

ИК-7 предпоследняя инстанция перед пожизненным заключением

Те, кто отбывает наказание здесь, старается отвлечься от тюремных будней и заняться полезным делом. На территории колонии действует цех по производству мебели. Администрация также развивает сельское хозяйство и животноводство. Колония заготавливает для себя овощи, мясо и птицу, есть своя пекарня. Одним словом, находится на самообеспечении. После того как осужденные переступают порог колонии, с ними работают психологи, выясняя интерес к тому или иному занятию. Кто-то погружается с головой в религию, кто-то занимается творчеством или находит дело по душе на производстве.

«Поскольку к нам попадают лица, которые уже отбывали ранее наказание, мы уже предварительно знаем, куда их можно направить. Могу сказать, что очень много осужденных стремятся поучаствовать в спортивных или творческих мероприятиях», – уточнил начальник отдела.

ИК-7 предпоследняя инстанция перед пожизненным заключением

Без учебы тоже никуда. В колонии особого режима осужденные могут учиться и даже сдавать ЕГЭ и заочно поступать в вузы.

«У нас был осужденный, который изъявил желание поступить в вуз. Он год занимался, читал книги, консультировался с нашими преподавателями и готовился к вступительным экзаменам. В итоге он успешно сдал экзамены и поступил в один из омских вузов на экономиста», – поясняет Игорь Зажирский.

Каждый из осужденных имеет право на условно-досрочное освобождение. Требования к условно-досрочному освобождению разные – зависят от тяжести совершенного преступления.

«При обращении осужденного с ходатайством о досрочном освобождении администрация учреждения подготавливает характеризующий материал за весь период отбывания наказания, потом документы направляются в суд, который выносит решение», – резюмирует Игорь Зажирский.

Непридуманные истории

В колонии особого режима № 7 отбывают наказание осужденные, у многих из которых длительные сроки. Есть среди них и те, которым после выхода из колонии некуда идти – на воле у них нет ни родных, ни друзей, а некоторые и вовсе не представляют своей жизни на свободе. Между тем руководство исправительного учреждения делает все для того, чтобы осужденные нашли себя и после освобождения не возвращались обратно. Нам удалось пообщаться с несколькими «жителями» этого учреждения и выяснить, как они проводят дни и чем планируют заняться на воле.

«С самого начала моего пребывания в этой исправительной колонии я занимаюсь творчеством. Я, можно сказать, в чем-то ваш коллега, работаю в студии кабельного телевидения: пишу сценарии, снимаю и монтирую видеоролики, провожу мероприятия. До этого ничем таким не занимался, но мне так понравилось. Даже представить себе не мог, насколько это интересно. На мой взгляд, творческая работа ведет к исправлению», – считает осужденный Александр Харитонов.

ИК-7 предпоследняя инстанция перед пожизненным заключением

В колонии Александру отбывать наказание еще чуть больше шести лет. Он говорит, что попал сюда за незаконный оборот наркотиков. Однако уже сейчас думает, чем займется на воле.

«На свободе хотел бы продолжить заниматься творчеством, может, корпоративы смогу вести», – задумчиво говорит осужденный.

К услугам осужденных в ИК-7 библиотека с очень неплохим выбором литературы, прошедшей специальную цензуру. На полках можно увидеть различные по содержанию книги, в том числе и религиозную литературу. Вообще, отношение к книгам у осужденных особое: их берегут и читают.

На территории исправительного учреждения есть свой храм, и находятся среди отбывающих наказание и те, кто с головой ушел в религию. Осужденный Николай Громов после совершения тяжкого преступления (разбойного нападения) и попадания в ИК-7 решил пойти по пути религии. Здесь он с 2009 года, а осталось сидеть 3,5 года. Большую часть своего времени Николай проводит в храме, а после освобождения намерен уйти в монастырь.

ИК-7 предпоследняя инстанция перед пожизненным заключением

«Меня всегда волновало, в чем смысл жизни, а православие отвечает на все мои вопросы. Вера – единственное, что может исцелить душу. У меня, можно сказать, взыграла совесть, и мне было тяжело от того, что я сознательно пошел на преступление, а религия помогла мне найти себя и измениться. У меня как глаза открылись. Ведь придется держать ответ за свои проступки, а потому я с Богом», – говорит осужденный Николай.

Многие осужденные находят применение своим талантам на производстве. К примеру, Олег Осташенко, который находится здесь уже пять лет за сбыт наркотиков, изготавливает качели, лавочки и беседки, которые можно увидеть в различных парках и скверах Омска.

«Я кузнец. Могу изготовить что угодно – приносите фотографию, воплотим это в металле. Без заказов не сидим. Недавно вот изготовили печь. По образованию я автомеханик, а в колонии решил попробовать себя в иной профессии, и зацепило. Мне нравится эта работа и возможность отвлечься, да и время пролетает быстрее. Если все сложится, то на свободе хотел бы продолжить заниматься тем, чем занимаюсь сейчас. Возвращаться в колонию точно не хочу», – резюмировал осужденный.

ИК-7 предпоследняя инстанция перед пожизненным заключением

Каждый из находящихся здесь людей мечтает об одном – пройдет время, и картинка сменится. Пока что одни и те же лица, одни и те же маршруты, но планы и чаяния у каждого свои.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Евгений Поторочин, предоставлено пресс-службой УФСИН по Омской области

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.