Советский писатель Максим Горький стал легендой еще при жизни, превратившись в своего рода партийный символ. Его именем назвали тысячи объектов по всему Союзу: от библиотек и театров до заводов и кораблей, а про улицы и площади даже говорить не стоит. На несколько десятков лет псевдонимом писателя даже нарекли его малую родину – Нижний Новгород. Город до сих пор хранит память о нем в топонимах, кроме того, сохранились и места, где он жил или работал. Подробнее расскажем в материале «ФедералПресс».
Детство и юность писателя
Судьба дома на улице Ковалихинской, 33 тесно связана с жизнью семьи Кашириных и их потомка – писателя Максима Горького, или же Алексея Пешкова. Мальчик 28 марта 1868 года родился во флигеле усадьбы деда. Этот дом стал местом его первых шагов, пусть и коротких по сравнению с масштабом жизненного пути.
В то время дом в два этажа с каменным полуподвалом и деревянным флигелем был совершенно новым – его строительство завершилось незадолго до появления будущего писателя на свет.
Василий Каширин, дед Горького, в народе слыл успешным и состоятельным человеком, его красильная мастерская приносила стабильный доход. Однако вскоре обстоятельства переменились, и семье пришлось переехать дом на Успенском съезде (ныне называемом Почтовым), после чего усадьба на Ковалихе была продана.
«Домик Каширина» стал важной вехой в жизни будущего писателя Максима Горького, ведь именно здесь, в атмосфере бедности и заботы, формировались его первые впечатления о жизни. Воспоминания об этом времени позже нашли отражение в его произведениях, где он описывал страдания и радости простых людей.
К 1873 году старик Каширин разделил семейное имущество. Его дом на Успенском съезде достался сыну Якову, сын Михаил уехал в Канавино, а сам Василий Васильевич с женой Акулиной Ивановной и внуком Алексеем поселились в большом доме с кабаком на Полевой улице. К слову, улицу спустя десятки лет советская власть переименует в честь писателя. Сам дом, где жила семья, до наших дней не сохранился.
В том же 1873 году дом был продан, и семейство переехало на Канатную улицу (нам она больше известна как Короленко). Несколько лет они прожили в доме № 42, пока и эту недвижимость не продали. Спустя три года мать писателя второй раз отправилась под венец, сын вместе с ней ненадолго переехал в заречную часть города.
В 1876 году Алеша начал учиться в Ильинском училище, но после болезни оспой ему пришлось сменить учебное заведение. Так, в 1877–1878 годах Алексей Максимович поступил в слободское Кунавинское начальное училище.
После смерти матери Варвары Васильевны в 1879 году Алеша остался с дедом, который жил на Пирожниковской улице (ныне улица Алеши Пешкова). Это едва ли не единственное здание, на котором отсутствует мемориальная табличка о писателе.
Дед посоветовал 11-летнему внуку «идти в люди», то есть работать. После чего тот оказался у дальнего родственника Леонтия Порхунова, у которого работал в обувном магазине (ул. Максима Горького, 74), но после несчастного случая с горячими щами, обварив руки, отправился в больницу. Работа для мальчика была тяжелой, сам Горький на страницах своих произведений позднее охарактеризует ее как тягостную и скучную.
После выздоровления Алеша был отправлен к другому родственнику – чертежнику Сергееву на Звездинку, где продолжил работать «мальчиком», выполняя множество обязанностей.
Осенью 1882 года 14-летний Алеша Пешков начал свою деятельность в иконописной мастерской, которая находилась на улице Костина (в то время известной как Готмановская) в здании, принадлежавшем владелице магазинов Салабановой. Увлечение продлилось недолго – уже весной 1883 года он оставил мастерскую, а спустя год совсем уехал из родного города в Казань, мечтая об учебе в Казанском университете.
Путешественник и авантюрист Горький
Возвращение Алексея Пешкова в Нижний Новгород состоялось в 1889 году, но было омрачено арестом, ведь годом ранее началась его «революционная карьера». В Казани Горький стал агитатором подпольного кружка и проводил просветительские беседы с неграмотными и рабочими. После того как его выпустили, он отправился в путешествие.
Затем вновь был нижегородский период жизни. Но в начале 1895 года Алексей Пешков покинул родной город по рекомендации писателя Владимира Короленко и отправился в Самару для работы в местной газете. Его возвращение в 1896 году совпало с XVI Всероссийской промышленной и художественной выставкой в Нижнем Новгороде, где он начал писать репортажи для крупной газеты «Одесские новости» и стал постоянным сотрудником «Нижегородского листка».
В этом же году Горький женился на Екатерине Павловне Волжиной. Пара часто переезжала, сначала снимая квартиру в доме Гузеевой (теперь это Нижегородская, 12), затем во флигеле дома Большаковой (ул. Ильинская, 68).
В конце 1898 года Пешковы нашли пристанище в доме Курепина на Полевой (ул. Максима Горького, 82) – по соседству с домом, где в детстве жил писатель. Брак продлился семь лет, в нем появились на свет двое детей, которых назвали Максим и Екатерина. Больше официально Горький женат не был.
Важные творческие события происходили в 1900 году, когда семья переехала в новый дом Лемке (ул. Короленко, 11), где писатель создал такие произведения, как «Песня о буревестнике» и «Мещане».
В апреле 1901 года писателя задержали второй раз, но в тюрьме он пробыл недолго, около месяца. С 1 октября 1901 года Горький стал пайщиком «Нижегородского листка» и активно поддерживал создание чайной-клуба «Столбы» для городской бедноты, где проходили литературные чтения и лекции.
В 1902 году началась «арзамасская ссылка», а дом, где жила чета Пешковых, в настоящее время является музеем имени «вестника революции».
После Арзамаса Пешков жил на улице Мартыновской (сейчас ул. Семашко, 19). Позднее именно здесь откроют музей-квартиру им. Горького.
Дальнейшая жизнь писателя протекала за пределами Нижнего Новгорода, на родину он приезжал лишь на время.
При жизни классика русской литературы Нижний Новгород переименовали в Горький. В письме, опубликованном в областной газете «Горьковская правда» 4 октября 1987 года, была вынесена «резолюция»: «Максим Горький «неоднократно высказывал свое неодобрение по поводу присвоения Нижнему Новгороду его литературного псевдонима».
Ранее «ФедералПресс» рассказывал о том, как менялись названия улиц и площадей в Нижнем Новгороде. Как раньше назывались популярные Большая Покровская, Рождественская и другие улицы – читайте в нашем отдельном материале.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия