Петербургу как мегаполису свойственно иметь множество видов транспорта. Это как личные машины, так и общественный транспорт – метро, автобусы, трамваи, троллейбусы. Но еще чуть больше десяти лет назад в Северной столице был популярен и другой вид передвижения: попутки. Их горожане также называли «бомбилами». Да, по форме это напоминало такси, но отличия были в целом ряде нюансов. Однако с петербургских улиц такой вид транспорта окончательно исчез примерно в 2014 году. О том, почему граждане раньше ловили попутки и куда исчезла эта традиция – в материале «ФедералПресс».
Почему петербуржцы вместо такси ловили попутки
Попутки были частью транспортной культуры Петербурга еще с девяностых годов, когда ситуация с автобусами, трамваями и метро в городе была не самой хорошей. Обращение к услугам бомбил тогда было скорее необходимостью, отмечает в беседе с «ФедералПресс» независимый транспортный эксперт Михаил Бурцев. Актуальным это осталось и для «нулевых».
«Как правило, если остановишь у дороги и протянешь руку, то остановится либо такси, либо частник. А с ним уже можно договориться о сумме, за которую можно доехать. И она всегда была меньше, чем в официальных таксопарках, в которые нужно было звонить, чтобы вызвать машину», – замечает Бурцев.
Он добавляет, что ловля попуток была характерна для многих крупных городов России, и Петербург здесь не стал исключением.
«Попутки – это эрзац такси. Еще в советское время было принято останавливать машину с зеленой подсветкой под лобовым стеклом (такой огонек был у такси в СССР) на улице, если найдешь. Потом, видимо, массовая память трансформировалась. И «голосованием» горожане начали останавливать не только такси, но и любые машины. Тем более что «зеленоглазых» быстро не стало», – говорит в беседе с «ФедералПресс» директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин.
А сегодня людей, которые стоят и голосуют у дороги, вы просто не встретите, утверждает Михаил Бурцев. Но почему?
Почему с улиц Петербурга исчезли попутки
Количество «бомбил» в Петербурге стало снижаться в 2015–2016 годах. На этот тренд в то время обращал внимание и портал «ИнфоТакси».
«Вероятно, уменьшение количества «бомбил» связано с ужесточением законов и повышением штрафов за незаконную перевозку», – отмечали аналитики.
Они же тогда замечали, что на рынке появилось большое число «онлайн-сервисов агрегаторов», которые активно привлекали к сотрудничеству все большее число водителей. Именно появление таких платформ и привело к исчезновению попуток с улиц Северной столицы, сходятся во мнении опрошенные «ФедералПресс» эксперты.
«Пользование агрегаторами проще, удобнее и безопаснее», – говорит Михаил Бурцев.
Житель Петербурга Игорь в беседе с «ФедералПресс» вспомнил, что «первые несколько лет поездки на такси через агрегатор были мега-дешевые».
«Когда ценники на такси упали до уровня ценников на попутки, все стали заказывать такси просто потому, что это безопаснее. Вызывая такси, ты хотя бы знаешь, что таксист и его машина подчиняются определенным регламентам, и шанс нарваться на неадеквата тут сильно ниже, чем при использовании попутки», – замечает горожанин.
Однако Михаил Бурцев не считает, что агрегаторы изначально были намного выгоднее попуток. По его мнению, онлайн-сервисы выиграли конкуренцию за счет удобства и комфорта. Владимир Валдин соглашается с этим утверждением. Но в цене, замечает эксперт, новые сервисы не были сильно дешевле «бомбил».
Конечно, онлайн-агрегаторы не имели обременения в виде личных таксопарков. У них не было штата – они сотрудничали с частными лицами или сторонними коллективами, благодаря чему могли ставить цены меньше, чем классические «такси».
«Обычные таксомоторные компании вкладывают в стоимость поездки еще необходимые затраты на обслуживание и содержание своих автопарков. К тому же онлайн-сервисы устроены так, что значительно сократили время подачи автомобиля», – подчеркивали в «ИнфоТакси».
Сегодня же тенденция по уходу частников в онлайн-сервисы такси продолжает расти, добавляет Михаил Бурцев.
«Просто меняются правила игры. Люди стали больше заботиться о своей безопасности. И это правильно», – говорит эксперт.
Последний краткий всплеск спроса на услуги попуток был в 2022 году, когда в Северной столице стартовала транспортная реформа. Тогда из-за путаницы с новыми маршрутами на конечных случались столпотворения. И «бомбила» с предложением довезти до метро казался некоторым горожанам хорошим вариантом хоть куда-то уехать.
Связан ли уход «бомбил» с улучшением общественного транспорта
Уход «бомбил» с улиц Петербурга никак не связан с развитием в городе общественного транспорта, улучшением маршрутной сети, считает транспортный эксперт Михаил Бурцев.
«Тут весь вопрос в комфорте. А люди готовы за него платить», – говорит он.
Владимир Валдин хоть и признает, что маршрутная сеть общественного транспорта, которая принимает единые проездные, стала удобнее, но не считает, что именно это замотивировало петербуржцев отказаться от «бомбил».
«Влияние агрегаторов в этом вопросе сильнее, потому что это повышение доступности. Любой человек не любит ждать. А тут кнопочку нажал, и через какой-то момент приезжает машина», – подчеркивает Владимир Валдин.
Сейчас же, отмечают эксперты, «агрегаторы окончательно монополизировали рынок и постепенно взвинтили цены – особенно за последние год-два.
«По этой причине, думается мне, попутки частично вернутся в нашу жизнь», – прогнозирует житель Петербурга Игорь.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова
Эксклюзивы «ФедералПресс»