Россия с начала этого года уже в седьмой раз провела обмен военнопленными с Украиной. Посредником выступают Объединенные Арабские Эмираты. «ФедералПресс» рассказывает, как проходит процедура возвращения на Родину военнослужащих и тел погибших.
С чужбины – домой
Россия провела очередной обмен погибшими военными с Украиной в ноябре. В нашу страну были возвращены 37 тел, заявил депутат Госдумы Шамсаил Саралиев. На Украину были отправлены тела 563 украинских военных. Большинство из них погибли на донецком направлении – 320 человек, сообщал украинский Координационный штаб по вопросам обращения с военнопленными.
В середине октября Россия передала Украине 501 тело погибших военных, а Украина – 89, рассказал депутат Саралиев. По его словам, в начале августа Москве были переданы 38 тел, а Киеву – 250.
Москва и Киев также обмениваются пленными военнослужащими. Последний раз это произошло в середине октября. Тогда была реализована схема «95 на 95», сообщали в Минобороны РФ. Российские военные вернулись домой через Белоруссию, там им была оказана медицинская и психологическая помощь.
Самый масштабный обмен пленными произошел в начале января этого года. Тогда 248 бойцов отправились в Россию, рассказали в Минобороны. 75 из них, как писала главред RT Маргарита Симоньян, были обменяны на пять военных украинской бригады «Азов»*. Кроме того, в конце января по формуле «195 на 195» в нашу страну были возвращены 195 военных, рассказывали в российском военном ведомстве.
Всего с начала года Москва и Киев обменялись военнопленными около семи раз.
Зачем ОАЭ стали посредником при обмене военнопленными?
С начала конфликта между Россией и Украиной посредниками по обмену пленными выступали Турция, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. В этом году Абу-Даби способствовало в большинстве обменов. «Общее количество военных, обменянных между двумя странами в ходе этого посредничества, достигло 2184 человек», – заявили в МИД ОАЭ в октябре этого года.
Дипломаты поблагодарили обе страны за сотрудничество и реакцию на посреднические усилия по обмену пленными. Подчеркивалось, что и Россия и Украина оказывают доверие ОАЭ в условиях конфликта.
Газета The Guardian писала, что с начала специальной военной операции в Абу-Даби были налажены хорошие отношения с Москвой. Так, в апреле 2022 года министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия ценит взвешенную позицию ОАЭ по украинскому конфликту. По его словам, обе страны взаимодействуют друг с другом регулярно. Это указывает на особый характер отношений между государствами.
Президент России Владимир Путин в октябре 2023 года поблагодарил главу ОАЭ шейха Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна за решение гуманитарных проблем, в том числе с обменом пленными.
Западные эксперты из американского «Института изучения дипломатии» (ISD) считают, что посредническая роль ОАЭ объясняется экономическими и стратегическими мотивами. Эта страна позиционирует себя в качестве серьезного игрока мировой дипломатии. Роль посредника, добавляют аналитики, помогает ОАЭ поддерживать хорошие отношения с европейскими странами и институтами, вместе с тем углубляя экономические связи с Москвой.
За прошлый год Москва и Абу-Даби наторговали почти на 1 трлн рублей. Рост товароборота за девять месяцев 2023 года составил 63 %. Помощник президента России Юрий Ушаков заметил, что ОАЭ – это главный внешнеполитический партнер России в арабском мире.
Значение обменов пленными: мнение экспертов
Военный эксперт Алексей Леонков в беседе с «ФедералПресс» подчеркнул, что если есть возможность возвращать попавших в плен россиян, то нужно этим пользоваться.
«Во всех военных конфликтах обмен военнослужащими тем или иным образом существовал. Для этого были подписаны различные международные конвенции. Если человек выбывает из боевого конфликта и попадает в плен, то он имеет право на освобождение. И слава Богу, что нам удалось этого достичь с украинской стороной», – сказал Леонков.
По его словам, обмен пленными также важен для украинцев, которые получают шанс вернуться домой.
«Насколько я в курсе, не все горят желанием попасть в ту Украину, которая сейчас существует», – добавил редактор журнала «Арсенал Отечества».
Глава Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко считает, что никакого другого значения, кроме гуманистического, у этих обменов нет. Эксперт не видит в них каких-то очевидных политических моментов.
Бондаренко также задался вопросом, почему Россия и Украина не могут договариваться об обмене пленными и телами погибших без посредников.
«Я искренне не понимаю, зачем нужны посредники в обмене пленными. Неужели у российских и украинских военнослужащих вообще нет никакого канала связи между собой? Зачем нужны какие-то арабы?» – считает политолог.
*ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЗАПРЕЩЕННАЯ В РФ.
Спецоперация