Только в начале ноября президент подписал 6 новых законов, ужесточающих миграционную политику. Они вводят дополнительные экзамены на знание языка и истории страны, увеличивают штрафы за нелегальную миграцию и делают статус незаконного мигранта отягчающим обстоятельством при совершении преступления. И это не предел: депутаты предлагают новые законопроекты практически каждую неделю. Почему сегодня эти вопросы стали особенно актуальны, в беседе с «ФедералПресс» объясняет политолог Илья Гращенков.
Илья, добрый день! Сегодня депутаты все сильнее развивают антимиграционную риторику, принимают ужесточающие миграционную политику законопроекты. Как вы считаете, чем и почему именно сейчас вызвана такая волна?
— На самом деле проблема антимигрантской риторики началась в тот момент, когда страна стала испытывать дефицит мигрантов. Если раньше потребности закрывали страны ближнего зарубежья: Узбекистан, Таджикистан или Киргизия, то сегодня они стали малочисленными донорами.
Сегодня мы пытаемся завозить людей из Северной Кореи, Африки и других стран. Это говорит о том, что миграционная политика нуждается в корректировке: либо переход экономики в область больших зарплат – привлечение местного населения и роботизация, либо привлечение мигрантов.
Поскольку миграционная политика всегда была серьезным направлением, в том числе и по контролю за прибывающими людьми, в этом направлении она ужесточилась между разными политическими и финансовыми группами. Если раньше «бал правили» диаспоры или компании, привлекающие людей на работу, то теперь к процессу подключились силовые ведомства, чтобы включиться в снижение потока мигрантов. Если новые мигранты поедут из других регионов, то контролировать их будут те, кто разработает новые правила миграционных потоков. В том числе Минтруд, Минэкономразвития, силовики. Поэтому мигрантская тема обострилась именно сейчас.
Как вы оцениваете принимаемые законы, какие проблемы они решат?
— Депутаты выступают фронтменами повестки и озвучивают решения тех властных структур, которые намерены перехватить мигрантские потоки в своих руках. Поэтому они бьются за решение мигрантского вопроса в разных направлениях: либо тотальный запрос, либо сохранение статус-кво, но при введении механизмов контроля.
Если мы говорим, что мигранты нам нужны, нам надо их контролировать и вписывать в культурный контекст. Они должны быть образованны и безопасны.
Нужны ли еще ограничения в этой сфере?
— Депутаты пытаются выработать понятный порядок приемлемого поведения мигрантов. Здесь есть образовательная, культурная и финансовая части.
Рациональные силы выступают за понятные правила игры, в том числе за то, чтобы местные граждане не оплачивали приезд мигрантов или страдали от них. Чтобы трудовые мигранты не рассматривали Россию как плацдарм для переезда.
Более радикальные силы пытаются запретить мигрантов, ущемляя права населения. Например, заставляя работать россиян за низкую зарплату или предлагая разрешить вместо мигрантов труд заключенных.
Есть ли в обществе запрос на такие инициативы? Как вы оцениваете социальные проблемы, связанные с мигрантами? Насколько они повышают уровень социальной напряженности?
— Уровень социальной напряженности действительно растет, поскольку многие мигранты не хотят вписываться в культурный контекст. Многие вообще являются мелкими или крупными преступниками.
Люди обеспокоены, и даже в Москве есть очаги социальной напряженности. Районы, переполненные мигрантами, выступают с радикальной риторикой и требуют быстрого решения вопроса.
Кроме того, мигранты, потеряв работу, часто занимаются криминальной деятельностью. Поэтому миграционная политика должна быть направлена на то, чтобы они приезжали на конкретные проекты, на конкретные должности. А работодатель контролировал их передвижения.
Насколько, по вашему мнению, экономика и страна в целом нуждается в трудовых мигрантах?
— По моему мнению, экономика действительно нуждается в мигрантах. По научным исследованиям, необходимо до полутора миллионов человек, и это нужно просто признать, иначе в России возникнет кадровый голод. Особенно в условиях западных санкций, когда мы решили сделать упор на развитие национальной экономики и проблема рабочих рук очень ощущается.
Сегодня даже на зарплаты от 100 тысяч рублей найти людей достаточно тяжело. Поэтому требуется и роботизация для замены людей станками, и экономика высоких зарплат. Даже зарплата 100–150 тысяч сегодня уже не востребована.
Пока остается надеяться, что Средняя Азия продолжит быть донором мигрантов, но при дальнейшем падении курса рубля поток оттуда будет сокращаться, что ударит не только по рынку труда, но и по всей экономике России в целом.
При формировании нового кабмина политологи высказывали идеи о возможном создании министерства по делам мигрантов. Как вы считаете, нужно было бы такое ведомство?
— Я не думаю, что потребность в этом существует. Но это могло бы быть министерство на стыке трех ведомств: финансовом, трудовом и силовом. Но практически все эти задачи решаются Минтрудом, МВД и Минфином. Такой связи более чем достаточно, а формирование отдельного ведомства обострило бы борьбу финансово-промышленных группировок и запутала ты политические силы. Думаю, это ведомство избыточно.
Полагаю, будет принято итоговое решение, что мигранты нужны. Выработают комплекс мер по усилению адаптации, повышению уровня контроля, чтобы и сами мигранты чувствовали себя востребованными, и граждане России были в безопасности.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин