Top.Mail.Ru
Экономика
Санкт-Петербург
0

Цифровизация против бюрократии: кого из госслужащих заменят роботы

чиновники
Сокращение коснется категории вспомогательных специалистов, отметила эксперт

Правительство занялось оптимизацией госслужащих территориальных органов федеральных ведомств. В них трудится порядка 400 тысяч человек. Предполагается, что с 1 июля 2025 года количество чиновников должно сократиться не менее чем на 10 %. Потребность в персонале должна уменьшиться за счет цифровизации, а сэкономленные на зарплаты деньги позволят увеличить жалование оставшимся. О том, кому грозит увольнение, – в материале «ФедералПресс».

Как госструктуры будут уменьшать штатную численность

Согласно указу № 922 от 29 октября 2024 года, к 1 июля 2025 года ведомства должны оптимизировать свои структуры, сократив 10 % сотрудников. Предложения по изменениям штатных расписаний от госучреждений ждут в Минфине до 28 декабря. После наведения порядка в штатной численности у оставшихся госслужащих в среднем зарплата должна вырасти на 13 %.

Между тем эксперты говорят о том, что ведомства за последнее десятилетие уже адаптировались к требованиям о сокращении персонала. Так, по словам политолога Ильи Гращенкова, в госструктурах почти всегда держат некоторое число «пустых» вакансий, которые при очередной кампании по сокращению штата «увольняют» без ущерба для фактической численности. Или же просто переводят сотрудников на контракты – гражданско-правовые договоры.

«В этом случае работник на бумаге «выпадает» из структуры какой-либо администрации, однако фактически никуда не девается, оставаясь на месте. При иной схеме часть функций чиновников передаются подведомственным учреждениям и унитарным предприятиям. При таком раскладе в статистике государственных служащих они не учитываются. Впрочем, их деятельность финансируется за счет бюджетных средств – то есть фактически результат нулевой, хотя на бумаге сокращение произошло», – отметил Гращенков.

Политолог Юрий Светов в разговоре с «ФедералПресс» также отметил, что подобные распоряжения о сокращениях происходят регулярно, однако впоследствии приходится вновь набирать персонал. «Есть идея, что госслужащих много и их надо сократить. Можно даже вспомнить, как у нас в правительстве количество заместителей министров, вице-премьеров сокращалось, а потом проходило некоторое время, и штат опять увеличивали. Это такой циклический процесс сокращения-увеличения. Мне кажется, что на самом деле нет научно обоснованной или проверенной практикой оптимального количества госслужащих. Нужны объективные критерии, а так это будет вкусовщина. Одни считают мало, другие – много», – объяснил он.

По его словам, прежде чем решать, нужна ли оптимизация госслужащих, важно провести исследование и разработать конкретные оценки о том, сколько необходимо сотрудников разным ведомствам.

Кого может коснуться сокращение

«Каких-то конкретных должностей госслужащих, которые попадают под сокращение, в указе нет, а значит, решения о сокращении будет принимать сам орган государственной власти. Общее требование – сокращение не менее 10 % предельной штатной численности гражданских служащих территориальных органов соответствующего федерального государственного органа», – подчеркнул «ФедералПресс» доцент кафедры государственное и муниципальное управление ГУУ Михаил Поляков.

По его словам, под сокращение будут попадать вакантные места, на которых физически нет никого из действующих государственных гражданских служащих, а также те должности, чей функционал можно объединить внутри отдельных структурных подразделений.

Как отметила «ФедералПресс» завкафедрой государственного и муниципального управления Университета «Синергия» Мария Байнова, должности государственной службы связаны с выполнением конкретных государственных полномочий, в связи с чем нельзя сократить должность и оставить полномочие незакрепленным. Она предположила, что сокращение коснется категории вспомогательных специалистов, так как именно их сокращали преимущественно и в центральных аппаратах. «Некоторые полномочия требуют меньше объема работы в связи с цифровизацией, например, работа с обращениями граждан. В некоторых ведомствах прием граждан проводится дистанционно или сотрудниками МФЦ», – пояснила эксперт.

Однако мнения экспертов о результатах реформы разделились. Илья Гращенков предположил, что развитие цифровизации не может победить бюрократию и можно ожидать, напротив, увеличение госслужащих. Мария Байнова считает, что произойдет развитие центров «Мои документы», где граждане смогут получать госуслуги более оперативно.

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.