Температурные качели в межсезонье – обычное явление. Днем может быть довольно тепло, а ночью уже столбик термометра опускается ниже нуля градусов, да и еще и штормовой ветер не дает перевести дух. Количество автомобильных аварий на городских магистралях и загородных трассах с образованием на дорогах ледяной корки и снежных сугробов заметно выросло. «ФедералПресс» выяснил, как вести автомобиль, чтобы не вылететь в кювет, мастерски преодолеть гололед и не попасть в ДТП.
Как ездить во время гололеда
Основное правило, которое водителям необходимо запомнить в гололед, причем вне зависимости от проходимости автомобиля или опыта вождения, – соблюдение дистанции и выбор безопасного скоростного режима. Безопасное управление машиной на скользкой дороге складывается из знаний правил вождения и подготовки транспортного средства к холодам.
Даже если машину «повело», следует держать ситуацию на контроле и не выходить из себя. По мнению экспертов, паника – не самый лучший помощник на дороге. В этом случае лучше делать как можно меньше движений и позволить машине самостоятельно преодолеть непростой участок трассы.
Помимо этого, необходимо быть внимательным и следить за пешеходами, которые переходят дорогу или идут по обочине. Они могут поскользнуться и упасть прямо под едущий автомобиль. Не стоит забывать о том, что на скользкой дороге тормозной путь увеличивается в два раза. На тормоз нужно нажимать не резко, а мягко – так скольжения по дороге не будет длительным. В противном случае машину, скорее всего, занесет. Главная задача заключается в том, чтобы проехать участок с гололедицей, не теряя управления.
Важные рекомендации
- Ездить по глубокому снегу следует без остановок и переключения передач.
- Если машина застряла в снегу, нельзя допускать, чтобы колеса длительное время буксовали.
- Маневрировать на льду возможно, но очень аккуратно, не совершая резких движений.
- Всякое резкое маневрирование, особенно вне наезженной колеи на дороге, чревато тем, что машину может начать крутить.
- Необходимо держат в исправности дворники, доливать незамерзающую жидкость в бачок омывателя стекол, а также следить за состоянием фар.
- Возле остановок общественного транспорта и перед светофорами от частых торможений образуются наледи, следует быть предельно внимательными.
Движение в снегопад
Далеко не каждый водитель может быстро перестроиться с летнего режима вождения на зимний. При первых снегопадах и заморозках водители допускают досадные ошибки, которые могут обернуться проблемами на дороге. По рыхлому снегу порой сложнее двигаться, чем во время гололеда. Не спасает ситуацию даже шипованная резина. Протектор довольно быстро забивается снегом, и на скорости свыше 60 км/ч при резком маневре автомобиль может заскользить настолько, что станет отзываться на коррекции только через пару секунд. Непродолжительное время машина скользит, но потом сбрасывает скорость и упирается в поверхность крупным протектором, а дальше едет ровно туда, куда указывают колеса, то есть вылетает на обочину или в кювет.
Во время снегопада эксперты советуют не совершать резких движений, а все делать плавно. Из-за резкого ускорения или торможения шины потеряют сцепление с обледеневшей дорогой, и автомобиль может занести. В момент движения следует представить у себя на коленях поднос с горящим кофе и управлять автомобилем следует так, чтобы не пролить ни одной капли воображаемого напитка. Если на приборной панели появилось предупреждение от системы контроля устойчивости, значит, ведущие колеса пробуксовывают. В этом случае следует ослабить давление на педаль газа, чтобы шины вернули сцепление с дорогой. Плохое сцепление колес, недостаточная видимость и панические действия рулем приводят к необъяснимым столкновениям.
На заснеженной дороге следует смотреть максимально вдаль. Кроме наличия других участников движения на дороге, опасность представляет и сама дорога. В глубокий снег лучше не лезть, даже если вы управляете кроссовером или внедорожником. Можно недооценить глубину снега и застрять или, приняв смерзшийся снег за рыхлый, повредить автомобиль.
Если автомобиль занесло
Ситуации, когда автомобиль заносит на заснеженной трассе, хорошо известна каждому водителю. Правила поведения в этих случаях разбирают на уроках в автошколах, однако на практике не всегда получается так, как сказано в учебнике. Без паники! Следует не терять самообладание, а последовать следующим советам.
- Выезжать враскачку, используя инерцию.
- Если автомобиль немного движется вперед-назад, то при движении назад включайте заднюю передачу, вперед – переднюю.
- Иногда следует поработать рулем, вращая его вправо-влево на небольшие углы. В какой-то момент шины зацепятся за край колеи, и этого хватит, чтобы выехать.
- Если ситуация безнадежна – берем в руки лопату.
Если аварии не избежать
На снежной дороге важно следить за эмоциями и не принимать необдуманных решений. Управляя автомобилем, важно сделать все, чтобы не столкнуться с другим транспортным средством. Безопаснее в этом случае будет врезаться в отбойник, дорожный знак, забор или дерево. При столкновении с неподвижным объектом следует постараться, чтобы удар пришелся на бампер. В противном случае следует беречь голову.
Если скорость выше 60 км/ч и водитель не пристегнут ремнем безопасности, то необходимо прижаться к рулевой колонке грудью. Пассажиру на переднем сидении необходимо закрыть голову руками и завалиться на бок, распростершись на сидении. Если пассажир находится на заднем сидении, следует постараться упасть на пол. Если рядом ребенок, то его необходимо накрыть собой. Наконец, если не удается самостоятельно разобрать снежный занос, нужно попытаться установить связь со спасателями, связавшись с ними по номеру 112.
Приводим машину в порядок
Даже если наступили холода, расслабляться не стоит. Особенно тем, кто вовремя не позаботился о состоянии своего автомобиля. Вот о чем не следует забывать в преддверии морозов.
- Проверить, подходит ли масло, залитое в двигатель, для работы в условиях ниже 0 градусов (все необходимая информация указана на упаковке).
- Не следует перекачивать шины, поскольку сцепка с дорожным покрытием лучше, когда давление слегка снижено. Однако важно помнить и то, что при слегка спущенных колесах возрастает износ покрышек.
- Следует проверить тормоза на предмет равномерности силы действия по колесам.
- Не забыть поменять стеклоочистители, приобрести скребок для льда и на всякий случай положить буксировочный трос в багажник.
Поездку лучше отложить
Если позволяют возможность и время остаться в непогоду дома или в гостях, то лучший совет – переждать погоду за чашкой чая, ну а если дела требуют немедленного выполнения, то автоэкспорты настоятельно рекомендуют воспользоваться услугами общественного транспорта. Так будет более безопасно. Какие-то дела можно отложить, а какие-то – решить в дистанционном режиме. В любом случае это лучше, чем вытаскивать автомобиль из сугроба или кювета или подсчитывать ущерб после дорожной аварии.
Рекомендуем почитать материал о том, как подготовить автомобиль к холодам.
Фото: ФедералПресс / Елена Аталыкова, Евгений Поторочин, pxhere.com