Псково-Печерский монастырь стал единственным монастырем в России, который со дня своего основания, с 1473 года, никогда не закрывался. Не смогла прервать молитвенную жизнь в нем и Великая Отечественная война. Обитель выстояла под бомбежками, а ее насельники избежали пленения. К 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне «ФедералПресс» рассказывает, как удалось сохранить древнюю обитель.
Как жила обитель в оккупации
Псково-Печорский монастырь находится всего в двух километрах от государственной границы с Эстонией. В 1922 году по Тартускому договору он был отнесен к Эстонии и оставался там вплоть до 1940 года. Этим обитель была спасена от всеобщего разорения. В 1940 году Эстония вошла в состав Советского Союза, но вскоре началась война, и монастырь не успели закрыть. Братия обители всегда возлагала надежду на помощь Божией Матери. «Мы поражены заботою о нас нашей Небесной Игуменьи, что даже взятые ключи от Ризницы Советскими властями 21 окт. прошлого 1940 г. нам возвращены», – писали монахи правящему архиерею.
С первых дней Великой Отечественной войны город Печоры заняли немцы. С началом оккупации обитель не была закрыта, богослужения в ней продолжались. При этом братии монастыря тогда было немного, чуть более десяти человек, во главе с престарелым игуменом Павлом (Горшковым). На монастырские праздники стекалось множество людей. В большинстве своем это были женщины, которые молились о погибших и без вести пропавших сыновьях, мужах, отцах.
Возникает вопрос: почему фашисты попросту не расстреляли монахов. «Пользуясь тем, что за время советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и главный идеолог нацизма Альфред Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни, с тем чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть», – объясняется в статье журнала «Виноград», которую растиражировали многочисленные интернет-ресурсы.
Так, в 1941 году при содействии немецкой администрации митрополитом Виленским и Литовским Сергием (Воскресенским) была создана Псковская православная миссия. Задача миссии – возрождать духовную жизнь на оккупированных территориях Псковской, Ленинградской и Новгородской областей. Братия Псково-Печерского монастыря также участвовала в этом. Кроме того, было возобновлено богослужение на оккупированных территориях во многих закрытых коммунистической властью православных храмах.
Как монастырь пережил бомбежки
Здания монастыря страдали от советских бомбежек. Особенно интенсивными они были в ночь с 31 марта на 1 апреля 1944 года, когда обитель чудом спаслась от полного разрушения, не было ни одного прямого попадания бомб в здания. «Всю ночь гремели взрывы. Большая часть бомб попадала в районе деревни Пачковки. В монастыре все храмы и здания сохранились, только была разрушена лестница на Успенскую площадь», – вспоминает местный житель Роман Агрузов.
Между тем в самих Печорах осколками бомб было убито несколько человек, а в монастыре от осколков погиб схиепископ Макарий (Васильев). Ему тогда было более 70 лет. Когда в обители объявили тревогу, то Макарий не пошел укрываться от опасности в пещерах. Недалеко от окна его кельи взорвалась бомба; осколками пробило оконное стекло, и один из них убил Владыку на месте, во время коленопреклоненной молитвы перед иконами, попав прямо в сонную артерию. «Развернутое на аналое Евангелие и молитвослов были залиты кровью. Находившийся в двух метрах келейник отделался испугом. Остановившиеся часы показывали 9:47 вечера», – говорится в житии.
Впоследствии, по рассказу архимандрита Нафанаила (Поспелова), после Победы на экскурсию в монастырь приезжал один из летчиков, участвовавший в бомбардировке города и монастыря, и очень сильно удивлялся, как обитель осталась целой.
Во время войны в пещерах монастыря прятались разведчики. Хлеб и воду им приносил какой-то монах. В 1984 году один из военных приехал в монастырь и опознал его на фотографиях. Это был старец иеросхимонах Симеон, ныне прославленный в лике святых.
Фотография старца Симеона в его келье
Освобождение монастыря
В середине лета 1944 года немцы, готовясь к отступлению, решили эвакуировать насельников обители в Германию, а сам монастырь взорвать. До этого они вывезли много старинных икон и украшений из ризницы. Оккупанты потребовали от монастырского начальства письменного согласия на вывоз иноков. Это требование было передано офицером немецкой военной комендатуры вечером. Монахи решили затянуть с ответом до утра, сославшись на то, что плохо знают немецкий язык, и на необходимость присутствия переводчика.
Ночью вся братия собралась в Успенском храме на молитву перед ракой с мощами преподобномученика Корнилия и перед чудотворным образом Успения Божией Матери. «Мы никогда не уйдем отсюда, несмотря даже на близкое пришествие «красных»; мы прежде всего монахи русского православного монастыря, и хотя и погибнем, но не уйдем отсюда, не предадим своей обители», – говорил один из насельников обители иеродиакон Иона.
Утром у стен монастыря появился военный комендант с переводчиком. Немецкие машины простояли у монастырских ворот три часа, но из обители так никто и не вышел. В то время события стали развиваться стремительно и не в пользу немцев. Возникла неразбериха среди отступавших оккупантов, и вопрос о насильственной эвакуации иноков отошел на задний план.
10 августа 1944 года город Печоры и монастырь были освобождены от немецко-фашистских захватчиков.
В 1989 году, во время празднования 45-летия освобождения Печор, ветеран 660-го саперного батальона 376-й Псковской стрелковой дивизии Кузьма Карпов рассказал, что сразу же после бегства врага саперы из-под здания ризницы изъяли килограммы взрывчатки со взрывающим устройством, снабженным часовым механизмом.
Впоследствии из Германии были возвращены в монастырь и 504 реликвии ризницы из 566 украденных. Это произошло в 1973 году. Ящики с иконами и украшениями были обнаружены в ходе поисков Янтарной комнаты частным поисковиком Георгом Штайном. Он потратил несколько лет и все свои денежные средства на то, чтобы получить разрешение на возвращение этой находки законному владельцу – Псково-Печерскому монастырю. Штайн смог попасть в тайные архивы немцев и добился вывоза из Германии награбленного во время войны. За это он заплатил своей жизнью. В 2021 году в обитель вернулись еще 12 икон XVIII века.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина