Top.Mail.Ru
Происшествия
Пермский край
0

«Людей загнали в смертельную ловушку»: воспоминания пожарного о трагедии в «Хромой лошади»

Хромая лошадь Пермь клуб
Пожар в одном из самых модных клубов Перми 5 декабря 2009 года унес жизни 156 человек

«Смотрел на тела девчонок, лежащих в платьях и колготках на грязном снегу перед клубом, и думал: «Как же так?! Такие молодые: вам бы жить еще и жить, детей рожать!» – вспоминает Андрей Байдак, рассказывая спустя 15 лет о трагедии в «Хромой лошади». В то время он трудился замначальника управления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в краевом ГУ МЧС. В ночь пожара, унесшего жизни 156 человек, он примчался к клубу минут через 20 после того, как ему позвонил диспетчер. Именно Андрей Байдак руководил пунктом сбора пострадавших, а потом готовил детальное описание работы личного состава МЧС на пожаре. Своими воспоминаниями о событиях той страшной субботы 5 декабря 2009 года он поделился с «ФедералПресс».

«Хромая лошадь» сразу не понравилась

Так получилось, что знакомство с «Хромой лошадью» у Андрея Байдака произошло за месяц-полтора до трагедии. Друзья-коллеги предложили зайти в супермодный и популярный в то время клуб в Перми. Андрей Байдак признается, что заведение сразу же вызвало у него внутреннее отторжение.

«Не легла душа к нему. Не успели зайти, как возник негатив к этому клубу. В тот момент там было немного народа – человек 30–40. Все мрачное, темное, коричневое, какие-то ветки и вицы непонятные. Забегаловка без окон и дверей. Посидел минут десять и говорю ребятам: «Это что вообще за заведение такое странное? Подвал с заложенными дверями. Нет, я не хочу здесь даже сидеть». И сразу ушли оттуда», – рассказывает Андрей Байдак.

Было ли это какое-то профессиональное чутье, он не знает. Скорее всего, даже нет. Просто заведение не понравилось. И тогда, конечно, он и представить себе не мог, что уже совсем скоро снова столкнется с этим клубом. При иных обстоятельствах.

«Люди бились в истерике»

Сообщение о ЧП в «Хромой лошади» в ночь на 5 декабря 2009 года застало Андрея Байдака в дороге, за рулем: возвращался домой в Закамск вместе с другом, который работал начальником дежурной смены в службе пожаротушения. Позвонил диспетчер, сообщил о пожаре третьего ранга в клубе.

«В таких случаях (при пожаре категории № 3. – Прим. авт.) нам сразу звонят диспетчеры, идет мобилизация всех сил. У меня всегда с собой в машине было все необходимое снаряжение: боёвка (боевая одежда пожарного. – Прим. авт.), автономный дыхательный аппарат. Поэтому сразу рванули на место пожара. Помню, на Коммунальном мосту навстречу нам уже мчались скорые: как понимаю, везли пострадавших в ожоговый центр в больницу Гринберга», – вспоминает бывший сотрудник ГУ МЧС.

На месте они с другом были минут через 20 после звонка. Дороги к клубу были забиты: стояли пожарные машины, подъезжали скорые, легковые автомобили.

«Мы подъехали со стороны Куйбышева. Из-за машин даже еще не видели самого фасада клуба, но стало понятно, что ситуация неординарная и пожар нерядовой. У меня в автомобиле была радиостанция, и в эфире постоянно слышал «Идет эвакуация», «Идет эвакуация». Пока надевал боёвку, видел, как кто-то из людей около клуба бился в истерике. Подошли к объекту («Хромой лошади». – Прим. авт.), увидели лежащие тела на улице, спасшихся мужчин, которые ошметки кожи с одеждой с себя сдирали. Побежали вовнутрь: начали вытаскивать людей», – говорит Андрей Байдак.

Открытого огня в здании уже не было (его вообще быстро потушили первые прибывшие пожарные), стояло только плотное задымление.

Творилась вакханалия, пока не оцепили

Как только Байдак прибыл на место, его назначили ответственным за пункт сбора пострадавших. Но это так называется – «пострадавших». Фактически на тот момент это был пункт сбора погибших: к тому времени живых людей в клубе уже не оставалось.

«Заходишь в клуб, вытаскиваешь человека. Проверяешь пульс. Временами казалось, что у кого-то он вроде бьется. Но надежду быстро обрывали медики из скорой: «Да нет, нету». Это мы свой учащенный пульс слышали: работаешь ведь на стрессе, большая физическая нагрузка. Тогда, чтобы уже не путаться и не проверять по второму кругу, стали привязывать бинты к телам погибших», – рассказывает ветеран пожарной службы.

К тому времени, по его словам, у клуба начала творится вакханалия. Кто-то стучал в стены «Хромой лошади» и кричал: «Этого не может быть». Другие бегали вокруг тел: искали родных, друзей.

«Людей можно понять. Любой в такой ситуации, узнав, что кто-то из его близких находился во время пожара в клубе, приехал бы на место, стал искать. Но и нам нужно было работать. Ведь доходило до того, что некоторые, возможно, в алкогольном угаре, чуть ли не бегали по телам, переворачивали их, мешали нам. Приходилось даже отгонять таких. Тогда я вызвал диспетчера по радиостанции и сказал, чтобы срочно вызывали милицию или военных, да хоть ОМОН. Вскоре территорию оцепили», – продолжает рассказ Андрей Байдак.

«Шока не было, работал на автомате»

Тел на улице перед «Хромой лошадью» становилось все больше и больше: поднятые по тревоге десятки пожарных быстро эвакуировали их из клуба. Начальник по радиостанции попросил Андрея Байдака назвать количество погибших. Он пересчитал: число жертв приближалось к девяти десяткам. Только отчитался, как прибежали пожарные, которые доставали тела с черного входа, расположенного внутри двора. Сообщили, что там еще больше десятка погибших.

Всего на месте пожара погиб 101 человек. Еще 55 пострадавших позже умерли в больницах. Еще кого-то из выживших тогда смертельный бег «Хромой лошади» догнал спустя годы.

На вопрос «Шокировало ли его в тот момент число погибших?» Андрей Байдак отвечает отрицательно.

«Понимаете, на пожаре всегда работаешь на автомате. Как тебя научили, так и действуешь. Это просто тяжелый физический труд. Нет времени на эмоции, шок. Иначе в нашей работе нельзя. Потом уже, когда начал готовить описание пожара, конечно, осознал масштаб беды», – делится Андрей Байдак.

Пожарные сработали хорошо

Тогда он не спал двое суток. После того, как все тела достали из клуба, Андрей Байдак той же субботней ночью уехал в краевое управление МЧС готовить справку о пожаре. Утром 5 декабря вернулся на место трагедии, чтобы сделать схему объекта.

«Внутри весь клуб был в копоти и пепле от сгоревших декораций и пенополистирола. По нему и пошел огонь, из-за отравления ядовитыми продуктами от его горения и погибло большинство людей. Утром в «Хромой лошади» хорошо чувствовался запах гари, этой опасной аэровзвеси. И тогда мне клуб показался настоящей ловушкой, в которую поймали огромное количество людей. Заложенные окна, закрытые эвакуационные выходы, узкие коридоры. Да, для меня «Хромая лошадь» ассоциируется с большой смертельной ловушкой», – признается Андрей Байдак.

По роду службы он делал описание пожара (а также предоставлял всю необходимую информацию о работе пожарных для следователей), в котором подробно анализировал действия спасателей. Для этого собирал рапорты и лично общался с коллегами, прослушивал переговоры по радиостанции в ту ночь. По словам Андрея Байдака, пожарные сработали оперативно и хорошо.

«Здесь большая заслуга Вячеслава Полыгалова – начальника караула пожарной части № 1, куда сразу прибежали посетители, сумевшие выбраться из «Хромой лошади», и сообщили о ЧП (часть находилась буквально за углом от клуба. – Прим. авт.). Вячеслав тут же отдал команду караулу на выезд. Сам же, надев боёвку и взяв аппарат, помчался к клубу. Добежав до клуба, верно оценил масштабы происшествия и сразу же открыл третий номер пожара. Тем самым сократил время на сосредоточение сил и средств. Диспетчеры тоже хорошо сработали. Личный состав всех наших городских частей моментально прибывал на пожар, независимо от того, на работе были или нет», – утверждает Андрей Байдак.

Можно ли было избежать трагедии?

Когда происходят подобные страшные трагедии, то невольно встает вопрос, а можно ли было избежать такого количества жертв. Как уже отметили выше, клуб не соответствовал требованиям пожарной безопасности к размещению такого количества людей.

«Ведь до чего доходило? Например, ребята рассказывали, что при спасении пострадавших из зала в подсобные помещения уперлись в дверь, увидев табло «Выход». Стали толкать, не могут открыть. Оказалось, дверь открывалась в противоположную сторону: видимо, для удобства персонала сделали ее открытие вовнутрь. Возможно, если бы в клубе имелся специально обученный сотрудник, а лучше два, которые отвечали за безопасность, то можно было избежать трагедии. Первый, например, как только загорелся потолок, занялся его тушением с помощью первичных средств (того же огнетушителя). А второй сотрудник взял бы на себя руководство эвакуацией посетителей. В таком случае, возможно, вообще обошлось бы без жертв. Но это в идеальных условиях, как мы понимаем. В реальности, к большому сожалению, персонал и посетители клуба, многие из которых были нетрезвыми и не до конца осознавали степень опасности начавшегося пожара, оказались в смертельной ловушке. До сих пор не понимаю, как такое количество людей (около 300 при 50 посадочных местах. – Прим. авт.) можно было собрать в таком замкнутом и небольшом заведении?!» – удивляется Андрей Байдак.

Ранее «ФедералПресс» подробно рассказывал об этом крупнейшем по числу жертв в современной истории России пожаре: событиях той роковой декабрьской ночи, официальных причинах возгорания, громком судебном процессе по этому делу. Советуем прочитать материал «156 жертв, сотни потерпевших и миллионы Зака: 14 лет трагедии в «Хромой лошади».

Фото: НП «Викимедиа РУ»* / Аноним Инкогнитович, CC BY-SA 3.0, ФедералПресс / Елена Майорова

* 18 МАРТА 2024 ГОДА ОРГАНИЗАЦИЯ ВКЛЮЧЕНА МИНЮСТОМ РФ В РЕЕСТР «ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.