Top.Mail.Ru
Экономика
Калининградская область
0

Переполненные вагоны, срезанные маршруты, дефицит автобусов: с чем столкнулась транспортная отрасль Калининградской области

Электричка
В Калининградской области будут ходить сдвоенные «Ласточки»

Летом в приморские города Калининградской области будут ходить сдвоенные электрички «Ласточки». По задумке властей, это должно помочь разгрузить пассажирский поток, так как летом вагоны на этом направлении «едут битком». Но это не единственная транспортная проблема российского эксклава. К другим важным городам региона ж/д-сообщения нет вовсе, а туроператоры жалуются на дефицит комфортных автобусов для туристов. На все это накладывается и дефицит водителей. Подробнее о болевых точках калининградского транспорта – в материале «ФедералПресс».

Помогут ли новые «Ласточки» разгрузить приморское направление

В ноябре 2024 года губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных обрадовал жителей эксклава новостью о славном транспортном будущем. Он заявил, что уже летом в регионе запустят сдвоенные электрички «Ласточки» на побережье – до Светлогорска и Зеленоградска.

«Летом ко мне обращались люди с просьбой увеличить количество поездов до Зеленоградска. Для этого в январе следующего года добавим еще одну, десятую электричку. И в следующем сезоне запустим сдвоенные «Ласточки» на побережье: было пять вагонов в составе, будет десять. Для светлогорского направления добавим еще четыре поезда», – заявил глава региона.

По его словам, «все эти меры позволят значительно улучшить качество перевозок наших калининградцев».

Однако идея с увеличением вагонов электричек на приморском направлении не нова. В мае об этом говорил вице-премьер Александр Рольбинов. Он добавлял, что для этого будет необходимо обустраивать удлиненные перроны. При этом новую платформу для «Ласточек» уже построили в Зеленоградске.

Но некоторые калининградцы считают усилия властей недостаточными.

«Для того чтобы пускать сдвоенные электрички, нужно продлевать перроны на других станциях», – пишут жители региона в соцсетях.

Они же добавляют, что число электричек в Светлогорск или Зеленоградск в Калининградской области наращивают каждое лето. Однако ежегодно это не помогает решить главную проблему – переполненность поездов.

При этом спрос на пригородное ж/д-сообщение продолжает расти. В этом году восемь миллионов человек совершили поездки по таким маршрутам – впервые с 2000 года.

«За 11 месяцев 2024 года количество пассажиров пригородных поездов увеличилось почти на 12 % к аналогичному прошлому периоду. Самыми востребованными стали Зеленоградское и Светлогорское направления, пассажиропоток на которых составил 89 % от общего числа перевезенных гостей и жителей области», – рассказали в правительстве Калининградской области.

Там добавили, что сейчас в регионе на электрифицированных направлениях людей перевозят девять пригородных поездов повышенной комфортности.

«Безусловно, количество поездов следует увеличить. Но это касается не только прибрежных городов. Например, Черняховск, Советск тоже нуждаются в железнодорожном транспорте. Сейчас составы туда ходят в недостаточном количестве, а в выходные иногда вообще отсутствуют», – говорит калининградский депутат Сергей Севостьянов в беседе с «ФедералПресс».

Он замечает, что проезд в дальние города региона на поездах для льготников дешевле, чем на автобусе.

«Поэтому вопрос их увеличения – социальный», – говорит Севостьянов. По его словам, Балтийск также нуждается в увеличении поездов.

Независимый транспортный эксперт в разговоре с «ФедералПресс» отмечает, что можно было бы заменить часть электричек электробусами или троллейбусами с функцией автономного хода. «Но это было бы довольно дорого. Да и пробки никто не отменял», – констатирует эксперт.

Вернут ли поезда в Янтарный

Один из самых частых комментариев под новостью о сдвоенных летних «Ласточках» на разных площадках звучит примерно так: «Верните поезда в Янтарный». Железнодорожная ветка до города была закрыта в 2013 году. С тех пор разговоры о том, чтобы вновь запустить туда электрички, затевались не раз. К примеру, в начале февраля 2024 года министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак опять озвучил идею возрождения направления.

На некоторых направлениях в Калининградской области не хватает электричек

«Ветка была от Светлогорска до Янтарного, от аэропорта до Светлогорска ветки нет. Либо рассматривать вариант поезда из Калининграда, а потом по длинному «кругу», через Светлогорск до Янтарного, либо прокладывать что-то еще», – отметил Ермак.

По его словам, сейчас продолжается работа над мастер-планом в городах региона. И идет оценка перспективы возрождения ж/д-маршрута до Янтарного.

«Будет ветка или не будет, говорить еще очень преждевременно», – заключил министр.

Он заметил, что необходимо оценить стоимость перезапуска направления. Хотя железная дорога стала бы одним из важных элементов туристического кластера. «Понятно, что даже самых предварительных решений пока еще нет», – заявил Ермак.

О планах восстановить железнодорожное сообщение с Янтарным в ноябре 2023 года говорила и министр развития инфраструктуры региона Евгения Кукушкина. Она, по ее словам, относится к идее положительно.

«Я двумя руками за восстановление всех путей и рейсов в Калининградской области. Я бы вообще весь транспорта перевела на экологичные виды. В частности, на железнодорожное сообщение», – комментировала предложение Кукушкина.

Министр добавила, что возможность возобновления маршрута рассматривалась с Калининградской железной дорогой. Обсуждались варианты покупки нового подвижного состава с автономным ходом, «который позволит какие-то участки не электрифицировать». Это позволит сделать восстановление путей более дешевым и ускорит процесс.

«В том числе, это связано с проектом «Маяки» и с проектом «Русская Балтика» в Поваровке», – сказала Кукушкина. По ее словам, правительство озадачено тем, чтобы пустить железнодорожное сообщение «по всему прибрежному направлению».

Калининградской области не хватает автобусов для туристов

Проблемы калининградский транспорт, однако, испытывает не только на ж/д-направлении. Например, местная сфера гостеприимства в 2024 году столкнулась с дефицитом туристических автобусов. Об этом заявил директор Ассоциации рестораторов и отельеров Зеленоградска Сергей Куренков.

«Транспорта для перевозки гостей катастрофически не хватает и привлекаем сторонние организации со служебным транспортом», – заявил Куренков.

Он также раскритиковал плохое состояние автобусов для гостей региона. Отметим, что калининградские власти из года в год говорят, о том, что туристическую привлекательность региона необходимо наращивать.

Директор туристической фирмы «Анюта» Алтынбек Кожахметов подчеркнул, что на экскурсии нужно как минимум 50 качественных новых туристических автобусов. Это, по его словам, «без учета частично закрывающих дефицит автобусов, адаптированных, но не предназначенных для туризма».

В Калининградской области не хватает автобусов для туристов

«Мы часто вынуждены задействовать автобусы из нетуристических сфер», – констатировал Кожахметов. Но если избавиться от таких единиц транспорта, считает эксперт, то области понадобится еще 100 больших автобусов. При этом микроавтобусов необходимо еще больше.

«В Калининградской области работают автобусы, которые обслуживали немецких туристов еще в 1990-х годах», – подчеркнул директор фирма «Балтма турс» Михаил Друтман.

Туристические операторы заявляют о том, что их сковывает законодательство – у них нет возможности покупать туристические автобусы исключительно отечественного производства. Ведь российский рынок выпуска такого транспорта очень маленький. При этом доставить его в эксклав из «большой России» довольно трудно. Поэтому и закупают по несколько единиц.

Дефицит касается не только транспорта, но и водителей. В октябре калининградский губернатор Алексей Беспрозванных рассказал, что в регионе не хватает водителей автобусов. Нехватка касается как государственных, так и частных перевозчиков.

«Транспортное сообщение Калининградской области нуждается в улучшении. Мне кажется, оптимальным вариантом для региона были бы мультимодальные перевозки – когда используют на маршруте разные виды транспорта, в том числе железную дорогу. Нет смысла увеличивать количество поездов по всем направлениям, когда можно сделать подвозочные истории. Создать из ж/д-путей транспортный каркас и, например, подсоединять к нему автобусы и тому подобное», – делает вывод Михаил Бурцев.

Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия, Елена Майорова, Вера Романескул

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.