Уходящий 2024 год войдет в историю «тюменской матрешки» благодаря небывалому количеству отставок и рокировок в высших эшелонах власти. Список длинный: смена губернатора и его команды, повышения, увольнения чиновников под следствием. Почему Югра оказалась в лидерах по отставкам, а Тюмень называют всесоюзной кузницей управленцев и как Ямалу удается быть самым стойким в кадровой политике – читайте на «ФедералПресс».
Смена команды в Югре
Первая и единственная в России женщина-губернатор Наталья Комарова объявила о своей отставке 30 мая. Причина – переход на новую работу. Политик бессменно руководила Югрой, главным нефтяным регионом страны, с 2010 года.
В сентябре вновь избранный губернатор округа Руслан Кухарук назначил Наталью Комарову сенатором от регионального правительства в Совете Федерации РФ.
«Простой ротацией отставку Комаровой нельзя назвать, потому что она покинула свою должность до истечения полномочий. И нельзя сказать, что результат ее деятельности оценен положительно. Пост в Совете Федерации не считается повышением, туда традиционно отправляются губернаторы-отставники», – прокомментировал «ФедералПресс» политолог Александр Безделов.
С приходом нового руководителя заметно изменился состав правительства ХМАО. Ушел с поста первого замгубернатора по внутренней политике Алексей Шипилов. Он был серым кардиналом и главным идеологом команды Комаровой: курировал внутреннюю, информационную, национальную и молодежную политики, подбор кадров, безопасность и взаимодействие с обществом.
«Были вопросы из-за большого количества скандалов: некоторые бывшие сотрудники Шипилова находятся под уголовными делами, со второй попытки состоялся конкурс на пост мэра Сургута, с четвертого раза избрали главу Нефтеюганска. Так что это вынужденная отставка, хотя быстро замены ему не нашлось», – отметил Безделов.
Кабинеты заместителей губернатора Югры покинули пять чиновников – Елена Шумакова, Сергей Черняев, Алексей Золотоухин, Владислав Нигматулин и Ольга Литова. Не вошли в новую команду главы четырех окружных ведомств: Алексей Добровольский (здравоохранение), Кирилл Зайцев (промышленность), Александр Скурихин (внутренняя политика) и Тереза Пономарева (соцразвитие).
Кадровые изменения произошли и в пуле глав муниципалитетов:
- мэр Нефтеюганска Эльвира Бугай оставила пост из-за семейных обстоятельств (неофициальная версия – конфликт с местными элитами);
- мэр Сургута Андрей Филатов уволился по личным причинам, стал фигурантом уголовного дела;
- глава Кондинского района Андрей Мухин ушел в отставку, чтобы отправиться в зону СВО;
- мэр Когалыма Николай Пальчиков досрочно сложил полномочия из-за переезда.
Отставки в высших и низших эшелонах власти, по мнению политолога Безделова, связаны с недостаточным контролем и слабой кадровой работой. В последние годы происходили постоянные кадровые перестановки, увольнения, неразбериха с полномочиями и с функционалом внутри правительства. «Из этого и неэффективности отдельных деятелей складывалась общая неэффективность системы. В таком состоянии получил систему власти Кухарук», – добавил Безделов.
Другой собеседник «ФедералПресс» не находит негативных коннотаций в отставках, которые прошли в правительстве округа. «Отрицательных оценок ее [Натальи Комаровой] работы не было слышно из Кремля. Мы просто говорим о кардинальной смене команды, мы же не говорим о новом курсе и неоправдании доверия. Пришло время сменить команду. В ХМАО мы наблюдаем просто ротацию, а все остальное – догадки и домыслы», – сказал политолог, член Общественной палаты Тюменской области Аркадий Либерман.
Тюменская кузница кадров
Событием года эксперты назвали отставку мэра Тюмени Руслана Кухарука, который пошел на повышение и возглавил Ханты-Мансийский автономный округ. «Это самое значимое политическое событие в «матрешке», безусловно. Появился новый губернатор субъекта, причем взращенный в Тюмени на административных должностях. Это определенный сигнал и посыл и просто признание Кухарука как перспективного менеджера», – отметил Аркадий Либерман.
Следом за боссом из администрации Тюмени в правительство Югры перешли вице-мэры Ирина Чудова, Владимир Кильтау и Андрей Пилипчук. Присоединились к команде Кухарука тюменский депутат Антон Терехин, директор депкультуры региона Елена Майер и замдиректора областного департамента АПК Наталья Огородникова.
Мэр Тобольска Максим Афанасьев занял пустующее кресло главы областного центра.
Тюменский сенатор Павел Тараканов сменил работу несколько раз: ушел из Совфеда, а после – с поста замгубернатора Тюменской области. Теперь он отвечает за внутреннюю политику в правительстве Югры. Это самая многоходовая рокировка в «матрешке».
Замгубернатора Эдуард Бакиев по собственному желанию ушел с поста главы представительства регионального правительства в органах госвласти РФ (его должность ненадолго занял экс-сенатор Павел Тараканов).
В силовом блоке глава УМВД Тюмени Андрей Кабанов ушел в отставку по выслуге лет. Прокурор Тюменской области Владислав Московских покинул пост и возглавил надзорное ведомство в соседней Курганской области.
Со скандалами были связаны только две отставки: исключен из числа членов правительства Тюменской области замгубернатора Вячеслав Вахрин в связи с подозрением в коррупции, а депутат Тюменской гордумы Андрей Ким сложил полномочия из-за уголовного дела о мошенничестве.
«Отставки в Тюмени, прежде всего, связаны с переходом на другую работу и повышением, в исключительных случаях являются следствием отсутствия деловых качеств или недовольства со стороны губернатора. Таким исключением стал Вахрин», – подчеркнул Александр Безделов.
Крепкие середняки
На Ямале в уходящем году не было громких кадровых изменений, кроме, пожалуй, отставки мэра Нового Уренгоя Андрея Воронова. Через неделю бывшего чиновника задержали в Москве по обвинению во взяточничестве. Освободившееся кресло занял глава Пуровского района Антон Колодин, его кандидатуру поддержали региональные и городские элиты.
В конце ноября покинула пост директора депобразования Ямала Марина Кравец. Чиновница вышла на пенсию.
Эксперты называют стабильной кадровую политику в ЯНАО. «Так было всегда на Ямале. Здесь средние кадры, но достаточно эффективные. Крепкие середняки», – отметил Александр Безделов.
В регионе практически отсутствуют большие скандалы, нет кадровых потрясений и наблюдается слабая текучка кадров. Все чиновники находятся на своих местах, показывают результат, который можно назвать эффективным, поскольку к ним нет вопросов и претензий, считает политолог.
«Все регионы разные. Тюмень является всесоюзной кузницей кадров. ХМАО – проблемная территория, где постоянно происходят скандалы, есть текучка кадров в высших эшелонах власти, уголовные дела. На Ямале все тихо и спокойно, нет прорывов, но и нет падений», – пришел к выводу политолог Безделов.
Аркадий Либерман также считает, что наиболее устойчивым в кадровой политике в уходящем году оказался Ямал. В целом в «тюменской матрешке» не было серьезных политических скандалов.
«Несмотря на определенные потрясения, ротации и задержания, учитывая непростую ситуацию в стране с точки зрения оказания внешних факторов и воздействий, год я бы назвал спокойным. И очевидно, что руководство регионов справляется со своими задачами», – заключил Аркадий Либерман.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Иван Кабанов