Близится конец года, и «ФедералПресс» решил поговорить с губернатором Ставропольского края Владимира Владимирова об основных вопросах, которые интересовали сообщество в 2025 году. Прямые ответы – в нашем материале.
Владимир Владимирович, аналитики не раз обращали внимание на практику Ставрополья, где прямые линии раз в месяц проводит не только губернатор, но и руководители муниципалитетов. Как пришли к такой практике? Есть ли какие-то показатели по максимальному времени между эфирами?
— Считаю, что прямые линии – это важный инструмент в работе государственного и муниципального управленца. Личный диалог с людьми необходим. Это одновременно и непосредственное погружение в проблематику, и механизм обратной связи, и основа для управленческих решений, в том числе системных. Благодаря работе в таком формате мы откорректировали многолетнюю программу развития водоснабжения на Ставрополье. Открыли «горячий телефон» по проблемам транспорта, приняли решения о том, что почти половина дорожного фонда края ежегодно будет направляться на улучшение местных, муниципальных дорог.
Это рабочий метод, и он должен использоваться по всей управленческой вертикали в крае. С главами муниципалитетов мы здесь единомышленники. Большинство из них прямые линии с земляками проводят, лично включаются в решение вопросов, которые волнуют людей. И формулируют решения в масштабе улиц, кварталов, городов и сел, которые потом защищают для включения в краевые проекты и программы – по развитию инфраструктуры, по благоустройству и так далее. Главное требование по проведению прямых линий – постоянство и регулярность. Только так можно добиться главной цели, которую перед нами ставит президент – улучшения жизни людей.
Вы неоднократно подчеркивали, что некоторые территории заводов будут передаваться инвесторам только на определенных условиях. Можно подробнее о том, что хочет получить край, а чего пытается избежать?
— Инвестиции – это не только появление новых рабочих мест, но и растущая конкуренция между работодателями на рынке труда, которая ведет к росту заработных плат. Это привлечение в регион новых компетенций и технологий, повышение конкурентоспособности края. В нашем регионе действует ряд преференций для тех, кто выбрал Ставрополье для развития своих проектов. Это и налоговые льготы, и льготы по арендной плате, и целый ряд мер поддержки. Есть региональные парки, территория опережающего развития в Невинномысске. Мы готовы сопровождать проект и оказывать поддержку на всех этапах его реализации.
При этом система поддержки инвесторов на Ставрополье – это живой организм. Он постоянно дорабатывается, изменяется, чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего дня. И мы видим, что эта система работает. За последние десять лет в экономику Ставрополья инвесторы вложили почти 2 триллиона рублей, реализовано свыше 500 проектов, создано около 50 тысяч рабочих мест. В нашем крае появились не только новые для региона производства, но и новые отрасли. Ветро- и солнечная энергогерация, производство компьютерной техники, спутниковые технологии – благодаря инвестициям теперь это часть нашего промышленного комплекса.
По нашим прогнозам, до 2030 года в экономику края будет привлечено еще около 2 триллионов рублей. И конечно, при отборе проектов будем опираться на те, которые могут обеспечить достойную зарплату нашим землякам и наполнение бюджета.
Ставрополье всегда делало ставку на туризм, но на рынке есть проблема – как рассказать простому туристу, что в край надо приехать. Некоторые регионы вкладывают средства в рекламу в сибирских городах, размещая ее на щитах. Какие способы использует Ставрополье?
— У курортов Ставрополья серьезное преимущество – их двухсотлетний путь развития, который они проделали именно как регион – оздоровительный курорт. Тексты отечественных классиков, которые рассказывают о красоте и целительной силе наших курортов, читают и сейчас. Практически в каждой российской семье в нескольких поколениях есть люди, которые не раз и не два бывали в наших курортных городах или посещают их регулярно. Но, конечно, это не отменяет современных форм продвижения – мы по этому направлению тоже работаем, это задача краевого министерства, которое курирует развитие курортов.
Для себя считаю, что лучшая реклама наших курортов – это они сами. Человек приехал, ему понравилось, он вернулся домой и рассказал родным и друзьям, и они тоже захотели приехать к нам. Вот к этому мы стремимся. Поэтому целенаправленно развиваем курортную инфраструктуру, в том числе за счет реализации краевых госпрограмм и региональных проектов. В этом нам сильно помог курортный сбор, который за 5 лет принес Ставрополью 2,3 миллиарда рублей. Эти средства были вложены исключительно в туристскую инфраструктуру, которая влияет на привлекательность городов-курортов. Мы привели в порядок более 40 объектов на территории Кавминвод. В их числе парк «Цветник» и открытый кинотеатр в Пятигорске, Каскадная лестница в Железноводске, фонтаны, парки, скверы и другие знаковые места.
Важно и то, что сегодня гостей привлекают не только традиционные туристические точки притяжения. По этому пути идут практически все территории края. Прокладываются новые туристические маршруты, открываются интересные локации, продумываем яркие мероприятия и создаем новые направления туризма. Все это открывает Ставрополье для наших гостей с новых сторон.
Узнаваемость у наших курортов есть, людей они привлекают. С начала этого года регион посетили более 8 миллионов человек. А к 2030 году мы рассчитываем, что эта цифра превысит 11 миллионов человек в год. И это вызов, на который тоже надо отвечать. Надо модернизировать, обновлять возможности размещения, номерной фонд. Сейчас одновременно мы можем принять в санаторно-гостиничном комплексе порядка 55 тысяч отдыхающих. В перспективе десяти лет благодаря инвесторам рассчитываем, что номерной фонд увеличится на 22 тысячи дополнительных мест.
Чтобы комфортно было и отдыхающим, и жителям курортов Ставрополья, решаем задачи по развитию инфраструктуры – инженерной, коммунальной, дорожной. Она должна развиваться вместе с регионом. Это принцип, от которого отходить не планируем.
Участники спецоперации приходят в политику и управление регионом и его муниципалитетов. Да, прошло немного времени, но как вы оцениваете результат? Чем боевой опыт помогает в политике?
— Государственная служба требует не только соответствующих компетенций в области политики, экономики, управлении финансов, но и стойкости, терпения, умения принимать верные решения, стратегически мыслить, не жалеть себя в достижении поставленных задач. И если первое может дать обучение, то второе не получить на лекциях и не почерпнуть в учебниках. Это как раз те навыки, которые наши бойцы приобретают, участвуя в специальной военной операции. В этом году я стал наставником для трех участников президентской программы «Время Героев». Знакомлю ребят со спецификой своей работы, делюсь опытом и помогаю получить необходимые компетенции для будущей службы. Один из них – Заур Гуцериев – уже назначен первым заместителем главы города Ставрополя. Уверен, что на этом месте он принесет пользу городу и сделает все, чтобы проявить себя в мирной жизни.
Международная политика. На какие страны делает ставку Ставропольский край? Очень часто возникает вопрос, когда публикуют цифры международных расчетов, а что продало Ставрополье и что купило у партнеров?
— Когда в 2022 году ряд недружественных стран закрыл нам экспортные рынки, были некоторые опасения относительно экспорта. Однако по итогу он вырос. Только в 2024 году ожидаем рост на 17 процентов. На сегодняшний день объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья со Ставрополья достиг почти 540 миллионов долларов. Из них только 150 миллионов долларов за счет зерновой продукции – ставропольская пшеница и кукуруза особо ценятся в странах Ближнего Востока.
Сорок процентов от всех поставок продукции АПК приходится на экспорт продукции переработки, этот показатель вырос почти на 10 %. Мы ежегодно обеспечиваем рост поставок – на сегодняшний день экспорт ставропольской продукции переработки составляет более 389 миллионов долларов. Это превышает значения всего прошлого года на 17,5 %.
С начала текущего года предприятия – экспортеры пищевой и перерабатывающей промышленности Ставрополья заключили 23 новых контракта на поставку продукции в 21 страну. Так, например, в 2024-м мы впервые начали поставлять мясо птицы в Мозамбик и Конго, подсолнечное масло в Индию и Вьетнам, кондитерские изделия в Молдавию и Иорданию, колбасы в Азербайджан и Гану, шоколад в Ирак и Узбекистан. Сегодня со Ставропольем работают большинство африканских стран. Значительно вырос экспорт в страны Ближнего Востока. Одними из основных наших партнеров стали Китай и Индия, на это работает в том числе реализация регионального проекта «Экспорт продукции АПК». Охотно берут сельскохозяйственную продукцию государства Южной Америки, и что особенно ценно, продукцию переработки.
Среди того, что покупает Ставрополье, – пищевая и сельскохозяйственная продукция, промышленные товары. Но один из ключевых пунктов импорта – это сельскохозяйственная техника. В этом направлении главный партнер для нас – Республика Беларусь. Более 56 % тракторов, которые сегодня работают на ставропольских полях, произведены в Беларуси. Комбайнов – порядка 10%. Связи с бизнесом планируем расширять. И в перспективе ставим задачу разместить у нас в крае производство по выпуску белорусской сельхозтехники.
Если человек хочет поменять регион места жительства, то почему Ставрополье? Встретить Новый год в крае – почему, что будет интересного?
— У нас в регионе уже давно используется слоган «Ставрополье – край для жизни». И мы стараемся сделать все для того, чтобы любому человеку в нашем крае было комфортно – и жить, и работать, и отдыхать. Мы развиваем экономику, создаем новые рабочие места, вкладываем серьезные средства в развитие инфраструктуры и благоустройства. У нас красиво в любое время года, у нас проходят крупные всероссийские и международные мероприятия, мы всегда рады гостям. Приезжайте и убедитесь в этом сами.
Фото: управление пресс-службы и информационной политики Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края
Итоги года – 2024 от «ФедералПресс»