В конце прошлого месяца министерство образования Омской области претерпело кадровые изменения. Из министерства спорта региона была перенаправлена в министерство образования Ольга Степанова. Первое интервью на посту руководителя ведомства она дала «ФедералПресс», рассказав о новых задачах, проектах в области образования, и поделилась секретом, как привести в школу молодых педагогов.
Работа с дальним прицелом
Общественник Шлыков о российских цифровых проектах для детей: «Смогут отличать хорошее от плохого»
Ольга Геннадьевна, на посту министра вы уже две недели. Было ли назначение для вас неожиданным и какие первостепенные задачи вы планируете решать в новой должности? Что вы планируете изменить в системе образования Омской области?
— В министерстве спорта Омской области я в том числе курировала сферу детского отдыха, взаимодействовала с дополнительным образованием, занималась обновлением инфраструктуры детских оздоровительных учреждений. Поэтому весь свой управленческий опыт буду использовать для выстраивания эффективного взаимодействия в части обновления школ, дошкольных учреждений и колледжей. Задачу как можно большего участия образовательных организаций в программе капитального ремонта ставит губернатор Виталий Павлович Хоценко, при его непосредственной поддержке мы смогли значительно увеличить количество объектов, отобранных Минпросвещения РФ для ремонта до 2027 года.
Во вверенной мне сфере опираться буду только на лучшие наработки, а также на проверенных руководителей. Работать будем в рамках единого образовательного пространства, которое выстраивает федеральный центр. Будем участвовать во всех президентских национальных проектах, касающихся сферы образования, чтобы привлечь как можно больше средств в регион для улучшения условий обучения наших детей и работы педагогов.
Планируете ли проводить кадровые перестановки в министерстве?
— Сейчас я пока только изучаю структуру управления в министерстве, поэтому каждый шаг должен быть продуман и целесообразен. С нового года к нам переходит организация детского отдыха и оздоровления. Это важное направление, которое также необходимо встроить в управленческий процесс. Губернатор Виталий Павлович Хоценко продлил полномочия двух моих заместителей. Груздева Оксана Владимировна продолжит заниматься вопросами опеки и попечительства над несовершеннолетними, организации устройства детей, оставшихся без попечения родителей, адаптивного образования и координации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. Сергеев Николай Юрьевич будет решать вопросы правового обеспечения, государственной службы, противодействия коррупции, аналитической работы, в том числе в части реализации национальных проектов.
Престиж школы или вуза складывается из многих факторов
Владимир Путин сообщил, что 2025 год будет посвящен Великой Победе. Какие мероприятия в связи с этим планируются в образовании?
— Педагоги, как и обучающиеся, примут участие во всех федеральных и региональных мероприятиях и акциях, посвященных празднованию 80-й годовщины победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Запланированы уроки мужества, посвященные Дням воинской славы, встречи с ветеранами и тружениками тыла, тематические викторины, посещение музеев воинской славы, мемориалов, участие в творческих конкурсах чтецов, конкурсы рисунков и просмотр фильмов о Великой Отечественной войне. Проведем акции «Стена памяти», «Окна Победы», «Эстафета памяти», будет конкурс школьных музеев. Уделим внимание проведению обзорных выставок в библиотеках образовательных организаций, организуем комплектование фондов библиотек изданиями патриотической направленности.
Как вы считаете, что важнее: престиж учебного заведения или все же его педагогический состав? И как привести в школу молодых педагогов?
— Престиж образовательной организации складывается из многих факторов, среди которых педагогический коллектив занимает одно из ключевых мест. Выбирая школу для ребенка, мы прежде всего смотрим на работу педагогов, потом уже на условия обучения. Одной из ключевых причин повышенной нагрузки педагогов школ является наличие дополнительной потребности в педагогических кадрах. Чтобы переломить ситуацию, надо искать новые возможности кадровой политики в отрасли.
В первую очередь будем укреплять систему профильных психолого-педагогических классов, выпускники которых должны стать резервом подготовки педагогических кадров для отрасли. Это и повышение привлекательности целевого обучения. По инициативе губернатора Омской области 206 студентов-целевиков Омского государственного педагогического университета, заключивших в этом году договоры о целевом обучении, с первого курса получают материальную поддержку в размере до 20 тысяч рублей из регионального бюджета. За последние два года в дополнение к действующим мерам социальной поддержки, среди которых единовременные денежные выплаты и компенсация коммунальных расходов на селе, внедрена единовременная денежная выплата за профессиональное развитие, увеличен размер и срок применения с 3 до 5 лет преференции для молодых педагогов в виде увеличения установленного размера оклада.
Кроме этого, установлены выплаты в размере 50% от рекомендуемого размера оклада педагогическим работникам, имеющим квалификационные категории «педагог-методист», «педагог-наставник», увеличен размер вознаграждения классным руководителям в школах на территории муниципальных районов с 5 до 10 тысяч рублей и предусмотрена с сентября 2024 года ежемесячная выплата из федерального бюджета в размере 5 тысяч рублей советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Омская область попала в список регионов, где будет реализовываться проект школ лидерского типа в рамках поручения президента РФ. На какой стадии этот проект, какие решения уже приняты? Известно ли, где конкретно они будут расположены? Что этот проект принесет региону?
— В этом году Омская область направила заявку на включение в пилотный проект по созданию флагманских школ. Предложение региона одобрено Минпросвещения России при содействии полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолия Серышева.
Впервые инициативу появления такой школы в Омске озвучил наш губернатор на встрече с президентом России с победителями конкурса «Лидеры России» разных лет. Президент идею поддержал. С 2027 года планируется строительство флагманской школы на 800 мест. На 2027 год в федеральном бюджете на эти цели предусмотрены средства в размере около полумиллиарда рублей. Сейчас прорабатывается вопрос определения земельного участка для строительства флагманской школы. После определения земельного участка будет организована работа по разработке проектно-сметной документации. Школа будет работать с опорой на передовые технологии. Правда, для того чтобы быть зачисленным в такую школу, нужно пройти конкурсный отбор.
Фото: предоставлено пресс-службой министерства образования Омской области, ФедералПресс / Полина Зиновьева
Разговор с кабмином