Top.Mail.Ru
Политика
Приморский край
0

25-й год на Дальнем Востоке: какой прогноз дают политологи

Русский мост
Эксперты сказали, каким будет 2025 год в ДФО

Как будут разворачиваться события на Дальнем Востоке в 2025 году, какие вызовы встанут перед губернаторами и что изменится в регионах? Редакция «ФедералПресс» задала политологам несколько вопросов о том, к чему стоит готовиться дальневосточникам и главам регионов ДФО в новом году.

Будут новые вызовы

Политолог, руководитель департамента по работе с регионами ЭИСИ Дарья Кислицына считает, что губернаторам дальневосточных регионов нужно быть готовыми к новым вызовам. И они, уже по традиции, будут не из простых.

«Самыми сложными вызовами, предполагаю, станут те, у которых нет готовых решений. И это отличная возможность для глав регионов продемонстрировать управленческое мастерство по работе в антикризисе. Не просто скопировать уже готовое работающее решение, а сформулировать свое и подтвердить его эффективность на практике», – отметила Дарья Кислицына.

По словам эксперта, самое непростое в этой ситуации то, что задачи и сложности нельзя спрогнозировать.

Политолог, президент Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков назвал несколько новых триггеров, которые могут появиться в 2025 году. Это в том числе развитие ситуации на СВО. Если избранный президент США Дональд Трамп исполнит свои обещания и поспособствует окончанию конфликта, то большое число участников спецоперации, героев СВО вернутся в регионы – дальневосточные в том числе. И власти нужен будет хороший план помощи им по переобучению и трудоустройству.

«Если, наоборот, конфликт будет нарастать, продолжатся сложности, связанные с рекрутингом мужчин в добровольцы», – добавил Илья Гращенков.

Социальная напряженность в регионах Дальнего Востока может возникнуть из-за роста тарифов ЖКХ – в округе они могут стать очень высокими. Кроме того, в некоторых регионах пройдут губернаторские выборы, а в Анадыре могут отменить прямые выборы главы города, что тоже скажется на настроениях населения.

Что делать с известными задачами

Будут у руководителей дальневосточных регионов и заранее известные и понятные задачи. В целом, как отмечает Дарья Кислицына, повестка будет развиваться по тому курсу, который обозначил президент России Владимир Путин.

«Народосбережение, технологический суверенитет, импортозамещение, государственная безопасность, забота о конкретных социальных группах и другие направления работы – приоритеты как общефедеральной, так и региональной повестки, которые сохранят актуальность и даже приобретут еще больший ее объем в 2025 году. Для ДФО также безусловно актуальной останется повестка опережающего развития, привлечения кадров, создания условий для комфортной жизни, наращивания туристического потенциала, патриотического воспитания граждан», – добавила Дарья Кислицына.

Политический и бизнес-консультант, политтехнолог Алена Август добавляет: легче главам дальневосточных регионов в 2025 году не станет.

«Мы понимаем, что мы до сих пор выстраиваем свой технологический суверенитет, что у нас огромная кадровая проблема, большие проблемы с демографией, особенно ярко и выпукло это заметно на Дальнем Востоке. Более того, именно здесь эти проблемы решать сложнее всего. Но, как мы видим, губернаторский корпус работает на привлечение населения в свои регионы, на их удержание, причем позитивное. Появляются современные студенческие кампусы, современные технологичные компании, новые рабочие места: это главное, что удерживает человека на месте», – отметила эксперт.

Эти задачи главы регионов ДФО решают уже сейчас. И в округ притягиваются люди и деньги, что, по словам Алены Август, помогает губернаторам в решении вопросов.

Будут считать деньги

Бюджет, средства, которые выделяют на многочисленные мероприятия в регионах, сокращаются. И на Дальнем Востоке тоже. И это один из вызовов нового года.

«Региональные бюджеты действительно принимаются в непростых условиях, беспрецедентное санкционное давление здесь играет свою роль. Однако, как и федеральный бюджет, главные финансовые документы субъектов РФ носят социально ориентированный характер. В бюджеты закладывается выполнение всех социальных обязательств в полном объеме. Размер бюджета Якутии, к примеру, входит в топ-15 самых крупных региональных бюджетов России, и глава республики Айсен Николаев ставит задачу по поиску возможностей для увеличения доходной и расходной части бюджета в течение 2025 года. Другой пример – Забайкальский край, где бюджет тоже сохранил свою социальную направленность. В расходной части при этом учли повышение заработной платы бюджетникам и увеличение расходов на поддержку участников СВО и их семей. В вопросах оценки региональных бюджетов имеет большое значение экономический статус конкретного субъекта Федерации – есть более ресурсные регионы, есть менее. Но точно можно говорить о сохранении социальной направленности бюджетов, и в контексте реализации человекоцентричной президентской политики это важно», – отметила Дарья Кислицына.

Политолог Илья Гращенков также уверен, что финансовые вопросы встанут перед главами. Губернаторы 3.0 должны уметь получать финансирование не только из федерального бюджета, но и из альтернативных источников.

«К примеру, Амурская область нашла новые источники финансирования: не только те, что были раньше, связанные с глобальными проектами и военными базами, но и прежде всего с малым и средним предпринимательством. Камчатский край активно развивает туристическую деятельность. Приморье, Хабаровский край активизируют сейчас различные проекты, связанные с Китаем, развитием ТОСЭР. Сахалинская область тоже диверсифицирует доходы не только от нефтегазовых проектов, но и от туристических. Есть возможности, которые помогли бы наполнять бюджет, не требуя у федерального центра больше денег», – отметил эксперт.

При этом Дальний Восток в 2025 году сохранит за собой статус территории, которой все еще надо больше денег из федерального бюджета.

«Поэтому, с одной стороны, этот тренд пока сохраняется, но и от губернаторов будут все равно требовать, чтобы они находили финансирование на стороне, взаимодействовали с бизнесом. Если какой-то бизнес не хочет работать, ставит на паузу, возможно, его ждут сложные времена и нужно уступить место тем, кто готов рисковать, вкладываться в развитие, тем самым участвовать в жизни региона», – добавил Илья Гращенков.

Перемены для регионов Дальнего Востока ожидаются не только в 2025 году – они произошли и в 2024-м. Рекомендуем прочитать о том, что и как, по мнению политологов, изменилось в ДФО за год.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Сюжет по этой теме
17 ноября 2023, 09:21

Итоги года – 2024 от «ФедералПресс»

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.