По данным на 1 июля 2024 года, в России было зарегистрировано 1,86 млн легковых автомобилей китайских марок, а их доля на российском рынке достигла 68%. «ФедералПресс» опросил экономистов, как тенденция отразится на отечественной экономике.
Ситуация на рынке
По итогам 2024 года доля китайских брендов на российском рынке новых автомобилей вышла на уровень в 68% – за год их продажи выросли на 38%, сообщают «Ведомости» со ссылкой на представителя платформы «Авито Авто». На отечественные марки приходится 22% продаж.
Засилье китайских автомобилей началось после ухода ряда европейских, американских и японских компаний с российского рынка. Тогда китайские бренды начали стремительно завоевывать рынок как богатым ассортиментом, так и относительно невысокими ценами, учитывая растущий курс иностранных валют.
Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации Юрий Твердохлеб уверен, что это говорит о высоких потребностях российского рынка.
«В нашей стране есть достаточно устойчивый спрос на автомобили, и уход западных брендов образовал определенную брешь. Увеличение количества автомобилей из стран Азии эту нишу занимают. Мы видим, что качество автомобилей неплохое, и я считаю это позитивной тенденцией с точки зрения удовлетворения спроса», – рассказал эксперт в беседе с «ФедералПресс».
Ежедневно в стране заключаются тысячи сделок по приобретению автомобилей, в том числе новых. Эксперты сходятся во мнении, что рынок растет, несмотря на курс рубля и высокие ставки потребительских кредитов.
Опасность для российской экономики
Вместе с тем опрошенные корреспондентом «ФедералПресс» экономисты сошлись во мнении, что китайские автомобили представляют существенную угрозу отечественной экономике.
«Китайские автомобили конкурируют с нашими и по ценам, и по количеству, и по ассортименту. Чем больше китайских авто, тем сильнее конкуренция. Почти каждая третья машина уже – китайская. Они вытеснили уже конкурентов с рынка», – считает доктор экономических наук Леонид Холод.
Выбор в пользу иностранных производителей негативно сказывается на общем ВВП страны, уверен эксперт.
«Другие производители потеряют доход. Если вы купили китайский автомобиль, а не российский, то наш завод недополучил прибыль. Значит, и государство недополучило кусочек ВВП. Китайские автомобили, конечно, современные и выгодные, но из-за них на рынке страдает наш производитель», – объяснил Холод.
Завкафедрой стратегического планирования и экономической политики МГУ Елена Ведута предупредила о риске зависимости российского рынка от китайских производителей.
«Приведу свой пример: у меня на китайском автомобиле за полтора года отказала автоматика. Очень большая опасность в том, что мы так пересаживаемся на китайские автомобили. Мы становимся полузависимыми от не самого лучшего автопрома», – рассказала экономист «ФедералПресс».
Она уверена, что отечественным производителям необходимо брать ситуацию под контроль, в противном случае мы потеряем позиции на высокотехнологичном рынке.
«Мы им отдаем право производить сложную продукцию, за которой стоит будущее, а сами производим нефть и газ, обмениваем их на автомобили. Становимся сырьевым придатком опять», – объяснила Елена Ведута.
Эту точку зрения разделяет и Юрий Твердохлеб. Он уверен, что у отечественных производителей сегодня очень большие возможности, и надо использовать их с пользой для экономики страны. «Хочется, чтобы увеличивалась доля отечественных автомобилей. Для российского автопрома открывается окно возможностей на рынке», – заключил экономист.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия