В России столетиями складывались правила и нормы поведения паломников в православных монастырях. Мир меняется, а обители все так же стоят на столпах строгого устава. Как толпам туристов и пилигримов не нарушить молитвенную тишину монастырей и что важно знать о чудотворных иконах и мощах святых, читайте на «ФедералПресс».
Правила поведения в монастырях
Первое правило: и паломники, и туристы должны надеть для поездки в монастырь скромную одежду с длинными рукавами. Женщинам благословляется находиться на территории обители с покрытой головой, без макияжа, в юбке или платье ниже колен (плечи и зона декольте должны быть закрыты). Мужчинам запрещено разгуливать по монастырю в шортах.
На службу лучше не опаздывать, чтобы успеть заказать требы, поставить свечки и приложиться к иконам до ее начала. Дурной тон бегать от подсвечника к подсвечнику во время богослужения, отвлекать от молитвы других прихожан просьбами передать свечу.
Нельзя лезть с расспросами к первому попавшемуся на пути монаху. Если у вас возникли вопросы, то обратитесь к дежурному в храме (у свечного ящика) или в церковную лавку.
Мобильные телефоны советуют отключить или установить беззвучный режим. В некоторых монастырях, например в Серафимо-Дивеевской обители, и вовсе запрещено в храмах пользоваться гаджетами. За соблюдением этого правила следит монастырская охрана.
В монастырях нельзя:
- входить в братские корпуса, кельи и хозпомещения обители, свободный вход разрешен только в храм;
- заходить на территорию монастыря с животными;
- курить, пить алкоголь;
- вести непристойные разговоры, материться, бегать по территории монастыря, громко разговаривать и смеяться, нарушая молитвенную тишину;
- снимать на видео или фотографировать монахов или монахинь, запрещена съемка в храмах во время богослужений (только по благословению);
- разговаривать с насельниками и воспитанниками монастыря.
Что нужно знать о святых мощах
Во многих российских православных монастырях хранятся чудотворные иконы или раки с мощами местночтимых святых. Тысячи паломников и туристов едут из разных уголков страны, чтобы поклониться святыням.
«Правильнее будет сказать почитание святых мощей, ибо поклоняемся мы только Богу. Оно возникло еще в первые века христианства», – рассказал «ФедералПресс» председатель миссионерского отдела Курганской епархии, иерей Алексей Плохов.
На гробах первых мучеников в катакомбах христиане совершали богослужения, и эта традиция перешла и в настоящее время. Сейчас в освящаемый престол храма либо в особый плат – антиминс, необходимый для совершения литургии, вкладывается частица святых мощей мучеников.
«У апостола Павла в послании есть слова: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа…» (1Кор. 6:19). А потому тела святых угодников Божиих, чьи жизни были посвящены служению Богу и возрастанию в христианских добродетелях, становились такими хранилищами Духа Святого, преисполненными Божественной благодати. И люди, приходя к святым мощам с верою и молитвою, приобщаются к такому источнику помощи, проистекающему через святого угодника от источника всех благ – Господа», – подчеркнул Алексей Плохов.
Как отметил иерей, на Руси почитание мощей появилось вместе с принятием христианства. И со временем в нашей стране стали появляться святые, прославленные Господом чудесами, мученической смертью или духовными подвигами. Их останки, а иногда и тела целиком не подвергались тлению.
При этом собеседник подчеркнул: христианам стоит помнить, что источником всех благ является Господь. «Как луна не имеет собственного света, но отражает свет солнца, так святые не собственной благодатью и силой творят чудеса, но Божественной. Мы почитаем святые иконы и святые мощи, воздавая таким образом поклонение самому Богу, который и через эти святыни изливает обильно свою благодатную помощь верующим в Него. И мы, христиане, не поклоняемся этим святыням в полном смысле этого слова, а почитаем их, ибо поклонение воздается только Богу», – добавил Плохов.
Иерей также отметил, что нетление мощей – необязательный критерий святости. Есть святые, мощи которых не сохранились, и есть нетленные останки людей, не являющихся святыми. Только при тщательном изучении жизни и подвигов христианина, чудес или молитвенной помощи его при жизни или после смерти другим людям церковь признает его святым.
Некоторые православные впадают в магизм и верят только в силу мощей или образа. Как отметил иерей, в народе часто бытует мнение, что вот эта икона «сильная» или этот святой «сильно помогает», но оно идет в разрез с учением церкви, потому что либо сам образ (икона) выносится на первый план, либо какой-то святой, а Господь оказывается в стороне.
«Когда прибывают мощи в храм, особенно издалека, люди массово бегут туда, стоят там по несколько часов, лишь бы ухватить кусочек чуда для себя: авось сработает и бизнес пойдет, свадьба удастся и помидоры не пропадут. Есть и те, кто действительно приходит с великой надеждой и упованием на милость Божию и молитвенную помощь святых. Но очень больно видеть, когда очередь к святым мощам или иконам в разы, если не в десятки раз больше очереди к самой главной святыне всех христиан – Святой Евхаристии, Чаше с Телом и Кровью Христовой, которая важнее и выше любой иконы и любых мощей», – заключил иерей Алексей Плохов.
Как правильно прикладываться к святыням
Есть правило: подходя к святыне, нужно дважды осенить себя крестом, приложиться и перекреститься в третий раз. Существует традиция совершать и три земных поклона. Но если скопилась большая очередь у мощей или иконы, то лучше обойтись поясным поклоном, чтобы не создавать «пробку» и неудобства для братьев и сестер.
Также невежливо долго молиться у раки, заставляя ждать других прихожан в очереди. В таких случаях советуют помолиться заранее, а лучше всего попасть на молебен и акафист, время их проведения указано в расписании богослужений.
Как обращаться к монахам
В мужском монастыре к наместнику принято обращаться с указанием его должности: «Отец наместник, благословите...», – а также «отец...» с употреблением имени, уточняет портал «Православие.ру». К духовнику обители обращаются, например, «отец Иоанн» или «батюшка», к монаху – «отец», к послушнику (еще не принял постриг) – «брат».
В женском монастыре очень легко определить игуменью – она носит золотой наперсный крест (распятие, которое носят на груди поверх одежды) и имеет право благословлять. К ней обращаются «мать игумения», «мать...» с употреблением имени или «матушка». Монахинь называют «мать...» (с именем), послушниц – «сестра».
В России набирает популярность среди верующих паломничество по монастырям. Какие обители Урала выбрать для поездки – читайте в материале «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин