Новый год для российского авторынка начался с ожидаемого роста цен на новые автомобили. Процесс повышения цен протекает хаотично, но затрагивает большинство моделей, как китайских, так и отечественных. Основные причины роста цен – продолжающееся перекладывание утильсбора на покупателя и нестабильность валютного курса. Эксперты предполагают, что в первом полугодии 2025 года цены могут вырасти на 10 %. Чего ждать российскому авторынку в ближайшее время, рассказывает «ФедералПресс».
Цены начали расти с начала года
По данным опроса, проведенного «Коммерсантом» среди дилеров и аналитиков, в январе ценники на новые автомобили повысились на 1,5–5 % по ряду моделей. Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что переписывание прайс-листов стало массовым процессом. Основным фактором роста цен остается повышение утилизационного сбора, который постепенно перекладывается на цену автомобиля. При этом, по его мнению, индексация утильсбора, произошедшая в октябре 2024 года и январе 2025 года, еще не полностью учтена в ценах. На прайсы также влияет нестабильность курса валют.
«Отмена акций и скидок, а также повышение цен на новый модельный год – это основные причины изменения стоимости, которая может достигать 4–5 % по некоторым моделям», – поясняет Удалов.
Какие марки подорожали
Гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский указывает, что наибольший рост цен наблюдается у марок, которые на конец года имели ограниченные запасы. У брендов, у которых к декабрю сформировались большие остатки автомобилей, рост цен не ожидается и, напротив, появляется необходимость стимулировать спрос. В свою очередь, Сергей Удалов подчеркивает, что первым делом цены растут на самые популярные модели.
Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», отмечает, что пересмотр цен идет довольно хаотично и не затрагивает все бренды и модели. Влияние на ценовую политику оказывают также положение автопроизводителя на российском рынке и его долгосрочные планы.
«Текущий спрос на автомобили позволяет повышать цены», – добавляет эксперт.
В декабре 2024 года рынок вырос на 3,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и на 1,3% по сравнению с ноябрем, достигнув 123,4 тыс. автомобилей, по данным «Автостата».
Кто обновил цены
Среди брендов, которые уже обновили прайс-листы в январе, автомобили китайского автоконцерна Great Wall.
Например, лидер среди иномарок в России – Haval – повысил цены на 100–200 тыс. рублей на шесть моделей, включая Jolion, М6, H3, F7, H5 и H9. Пикапы Great Wall Poer и Poer KingKong подорожали на 100 тыс. рублей, а премиальная марка Wey увеличила стоимость гибридных моделей Wey 07 и Wey 80 на 100–200 тыс. рублей. Модельный ряд Tank подорожал на 200–500 тыс. рублей. В свою очередь, китайский автопроизводитель Chery повысил цену на седан Arrizo 8 на 100 тыс. рублей, а Exeed – на внедорожник VX на 480–560 тыс. рублей в зависимости от комплектации. В АвтоВАЗе сообщили, что с 14 января также обновят прайс-листы: повышение цен затронет Lada Granta и Lada Niva Travel, в среднем на 1,8 %.
В Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) отметили, что с января цены на автомобили ряда брендов выросли на 1,5–2 %. Прогнозируется, что в январе – феврале 2025 года рост цен может составить не менее 10 %. Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич добавляет, что некоторые импортеры уже повысили цены в среднем на 3 %.
«Сейчас все следят за динамикой продаж в январе, чтобы понять, как будет развиваться рынок. Декабрьские результаты показали, что сбалансированный подход к ценообразованию помогает сохранять высокий уровень продаж», – отмечает топ-менеджер.
Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей компании «Рольф», уточняет, что итоги прошлого года еще не подведены, но на некоторые модели уже зафиксирован существенный рост цен. Например, гибридный кроссовер Lixiang подорожал на 667 тыс. рублей с 1 января.
Эксперты и дилеры прогнозируют дальнейший рост цен на новые автомобили в России. На стоимость продолжат влиять инфляция, утилизационный сбор, валютный курс и высокая ставка ЦБ. По прогнозам «Автостата», увеличение цен на новые автомобили в первой половине 2025 года составит около 10 %.
«Подорожание затронет все бренды, но наименьший рост ожидается у марок с высокой локализацией производства в России», – добавил директор по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова