29 января 1932 года стало знаковым днем в истории советского автомобилестроения – в этот день на Нижегородском автомобильном заводе им. Молотова (позднее он стал называться Горьковский автомобильный завод) был запущен в серийное производство грузовик ГАЗ-АА, более известный под названием «полуторка». Этот автомобиль, обладая грузоподъемностью в 1,5 тонны, стал символом своего времени и одним из самых массовых грузовиков в СССР, с общим тиражом около 985 тысяч единиц, выпущенных на четырех заводах.
История появления «полуторки»
Период 30-х годов характеризовался стремительной индустриализацией, что вызвало необходимость создания новых транспортных средств для обеспечения нужд растущей экономики. С учетом нехватки времени и кадров было решено сконцентрироваться на грузовых автомобилях.
Важным шагом стало заключение соглашения с Ford Motor Company 31 мая 1929 года, что поспособствовало организации производства.
Нижегородский автозавод (НАЗ), открывшийся 1 января 1932 года, незамедлительно запустил выпуск аналога американского грузовика Ford модели АА 1930 года. Советский автомобиль назвали НАЗ-АА. После переименования Нижнего Новгорода в Горький этот грузовик стал более известен как ГАЗ-АА, или легендарная «полуторка», оставившая значимый след в истории.
Технические характеристики ГАЗ-АА
- Масса – 1,75 т.
- Мощность двигателя – 29–40 л. с.
- Максимальная скорость – 70 км/ч
- Запас хода по шоссе – 215 км.
ГАЗ-АА в деле
Советский грузовик стал выдающимся образцом автомобильной техники своего времени. Разработанный с акцентом на простоту и надежность, он получил усиленные картер сцепления и рулевой механизм, а также прочный металлический кузов. Его мотор был неприхотливым и мог работать на низкооктановых бензинах и даже керосине, что делало его доступным в условиях дефицита топлива.
С 1933 года грузовик полностью собирался из отечественных комплектующих, что способствовало развитию внутренней промышленности.
В 1938 году модель ГАЗ-АА была модернизирована и получила обозначение ГАЗ-ММ. Ее отличал более мощный двигатель и надежный кардан, но внешние изменения остались минимальными.
Эти грузовики играли ключевую роль в годы первых пятилеток и в восстановлении после войны. Свой вклад они внесли и в приближение Победы. На момент начала Великой Отечественной войны в Красной армии было более 150 тысяч «полуторок». Особенно они запомнились в блокадном Ленинграде, где использовались для доставки продовольствия по «Дороге жизни» и эвакуации людей.
Кстати, на базе ГАЗ-АА также производились бронеавтомобили.
Автомобиль в истории, кино, сердцах людей
Многим знакомы строчки из песни Александра Розенбаума «На Дороге жизни»:
«Не повернуть руля,
Что-то мне муторно…
Близко совсем земля,
Ну что ж ты, «полуторка?»
ГАЗ-АА навсегда вписан в историю, благодарность машине находит свое отражение в стихах, песнях, кинофильмах и памятниках. Например, увековечили грузовик в виде памятников в нескольких местах: на Румболовской горе, недалеко от 10-го километра Дороги жизни в Ленинградской области, в нижегородском кремле, в Белгороде, а также макет автомобиля установлен в Северодвинске.
Советский автомобиль стал своего рода героем разных киноработ. Одним из первых фильмов с его участием была музыкальная комедия «Счастливый рейс» 1949 года, в которой «полуторка» отошла молодому шоферу Синичкину. Также она появлялась в сериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1978), где использовалась как фургон для банды «Горбатого». В трехсерийном детективе «Петля» (1983) «полуторка» мелькнула в сцене на автобазе.
Особую значимость ГАЗ-АА приобрел в документальном фильме «Разгром немцев под Москвой», иллюстрирующем события 1941 года, и в российском фильме «Ехали два шофера» (2001), где судьбы водителей двух автомобилей переплетаются на послевоенном Урале.
Советуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, как Нижний Новгород был переименован в Горький и почему городу спустя годы вернули историческое название.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия