С началом 2025 года в России проиндексировали коммерческий утильсбор. Его оплачивают в том случае, если авто ввозится на территорию РФ для перепродажи. Как ранее заявляли в Минпромторге, он будет расти до 2030 года примерно на 10–20 % ежегодно.
От чего зависит размер утильсбора
Стоимость утильсбора рассчитывается из базовой ставки, помноженной на коэффициент. Базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 тысяч рублей, для других транспортных средств – 150 тысяч рублей. Она осталась на том же уровне, что и в октябре 2024 года.
Рост коммерческого утильсбора произошел из-за коэффициента, который увеличился в 2025 году на 70–85 %. Его размер зависит от множества параметров, в том числе возраста авто, объема двигателя, допустимой массы ТС. По данным Finam, с 1 января 2025 года для машины с объемом двигателя менее 1 литра утильсбор составит 180,2 тысячи рублей, а за авто с объемом двигателя более 3,5 литров превысит 2,7 млн рублей.
Также утилизационный сбор может быть льготным – для тех, кто ввозит машину для себя. Он касается авто с двигателем объемом до 3 литров. Теперь стоимость утилизационного сбора на авто до трех лет составит 3,4 тысячи рублей, от трех до пяти лет – 5,2 тысячи рублей.
Что ждет российских автомобилистов
Вопреки росту цен, россияне не стали покупать меньше автомобилей. Согласно данным Комитета автопроизводителей АЕБ, за 2024 год продажи новых легковых и легких коммерческих машин выросли на 9 %. Как отмечают эксперты, на текущий момент в дилерских складах имеется достаточное количество авто, чтобы удовлетворить запросы покупателей.
Кроме того, иностранные производители могут закладывать утильсбор в стоимость комплектующих и техобслуживания. Это позволит стабилизировать цены на рынке импортных авто. Однако за пользование транспортным средством придется выложить больше средств. Что касается автомобилей российского производства, то повышение утильсбора не повлияет на их стоимость.
Эксперты также отмечают, что могут вырасти цены на такси и аренду машин. Это, в свою очередь, может повлечь увеличение стоимости доставок и грузоперевозок, а значит, и цен на товары и услуги.
Рост мошенничества
Так как некоторые покупатели авто будут стремиться сэкономить и оплатить льготный утильсбор вместо коммерческого, они будут чаще обращаться к перекупщикам. Чтобы провернуть такое, придется выдавать поставщику генеральную доверенность, потом согласно правилам в течение года пользоваться купленной машиной как арендованной. Естественно, в таком случае есть риск попасться мошенникам и лишиться как машины, так и денег.
Помимо этого, с ростом спроса на вторичном рынке возможно учащение перепродаж краденых машин. Причем угонщики могут больше обращать внимание на авто с объемом двигателя от 2 литров, так как рост утильсбора на них будет существенным.
Ранее «ФедералПресс» писал, что в 2024 году доходы государственного бюджета от утильсбора достигли отметки в 1,1 триллиона рублей, причем 669 миллиардов поступили от ввоза транспортных средств.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов