Посттравматическое расстройство, непонимание и конфликты в семье – с этим может столкнуться участник СВО после возвращения к мирной жизни. Перед обществом стоят задачи помочь бойцам адаптироваться и не дать им идти по пути саморазрушения. Как бывшим военнослужащим не стать изгоями, какие ошибки могут совершить общество и семья, «ФедералПресс» рассказала кризисный психолог и руководитель штаба Гуманитарного добровольческого корпуса Светлана Басова.
Последствия ПТСР
«Мы боимся, что каждый боец вернется с войны с посттравматическим синдромом. Немного обрадую, это не так. Состояние боеготовности, внутренней организованности и настроенности на службу в опасных условиях свойственно мужчине или его профессии, поэтому часть наших бойцов не подвержена ПТСР.
Через полгода появляется четкая картина – есть посттравматическое расстройство или нет. Этот диагноз определяют врачи. А что мы можем увидеть дома? Во-первых, появляются тревожное состояние, депрессия, упадническое настроение, всплеск эмоций и агрессивность. Отмечается и пессимистичность в суждениях, когда человек другой позиции не видит: «Ну все, по-другому не будет». Я бы еще обобщила это состояние как отсутствие радости. На эти факторы очень важно обращать внимание.
Очень часто такой человек попадает в алкогольную или наркотическую зависимость. Таким образом он уходит от своей боли и ему кажется, что становится легче и забываются пережитые события.
К каким последствиям может привести ПТСР? Начинает страдать в первую очередь здоровье, проявляются соматические заболевания, обостряются хронические болезни. Наблюдается и расстройство пищеварения: человек не хочет есть или он, наоборот, заедает боль и горе. Возникают суицидальные мысли. Суицид не редкий случай среди тех, у кого вовремя не заметили посттравматическое стрессовое расстройство, кому не оказали помощь».
Адаптация к мирной жизни
«Роль общества в адаптации бойцов к мирной жизни очень большая. Социализация – самый главный реабилитационный фактор. Человек жил в другой реальности, где условия выживания и ценности были другие, где приходилось принимать решения, касающиеся жизни и смерти. А дома он попадает в комфортную среду, где таких жизненно важных и решающих моментов нет, и чувствует свою бесполезность.
Они минимум полгода будут адаптироваться после возвращения. Общество должно понимать, что этим людям в первую очередь нужно внимание и принятие их. Мы должны быть психологически готовы к перепадам настроения и эмоциональным всплескам у ребят, к их резким фразам и поступкам.
Что еще важно? То, как их элементарно принимают в больницах и социальных учреждениях, как на них реагируют в магазине. Человек пришел с войны – и даже негативный или резкий ответ может вызвать у него эмоцию. В обществе должно присутствовать понимание того, что все они – герои.
Необходимо их участие в социальных мероприятиях, концертах, общественных объединениях, спортивных соревнованиях и патриотических клубах. Необходимо им дать то, что нравится мужчинам – активность, полезное для общества дело, новые возможности.
Перед обществом стоит большая задача: нам нужно поменять свое сознание и помочь ребятам встроиться в мирную жизнь. Это помощь и самим себе. Если общество не сделает то, что должно, эти ребята своим саморазрушением начнут разрушать его изнутри. Семейное насилие тоже возникнет, потому что в мужчине, который не реализован, накапливается агрессия».
Как семья может помочь вернувшемуся с СВО
«Что должна сделать семья? Основа в семье – любовь и вера. Когда человек видит, что его искренне любят и он не обуза, у него есть силы преодолевать препятствия. И он должен чувствовать веру в него: «У тебя все получится».
Главная задача семьи в этот период – изменить образ жизни, перейти на другой этап отношений, потому что так, как было раньше, уже никогда не будет. Теперь им заново нужно строить свою семью.
Надо много разговаривать. Общение – это важный фактор для адаптации. Я слышала не раз от жен: «Ой, начинает рассказывать, мне становится страшно, я не могу слушать». Это большая ошибка. Человеку важно, когда он пострадал, рассказать о пережитом. Каждый раз, рассказывая об этом, он как бы очищается от тех переживаний, освобождается от них. Поэтому члены семьи должны его выслушать, включиться в диалог. Когда вы поговорите о тех событиях, то окажете человеку огромную поддержку, ему будет легче.
Какую еще ошибку совершают в семье? Ни в коем случае не надо сразу после возвращения мужчины с СВО говорить о доходах, которые в первое время будут меньше. Таким образом мы загоняем его в угол, не даем поддержки и понимания. Ему и так тяжело от того, что он не может достойно обеспечить семью. Надо сначала эмоционально выкарабкаться, а потом уже финансово.
Самое главное – дать себе время для того, чтобы перейти на другие отношения, на другое взаимодействие, быть внимательными друг к другу. Вот опять про любовь, да? Люблю я своего мужчину или не люблю? Сейчас таким семьям надо вернуться к основам основ человеческих взаимоотношений – любви».
Какая помощь нужна бойцам с ампутациями
«Когда человек попадает в такую безвыходную, казалось бы, ситуацию, он угнетает себя вопросами: а за что мне это, почему со мной произошло? Начинается самоедство – я здесь не нужен. Надо помочь ему посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: а для чего это дано, что он может, даже находясь в таких условиях, в этой жизни сделать? Нужно показать этим ребятам примеры того, как люди справлялись с этим, чего они достигли в жизни.
Очень важно, чтобы их семьи тоже получали психологическую и информационную поддержку. Они должны знать, как быть с этими ребятами. Очень большую ошибку совершают, когда начинают с ними общаться со стороны жалости, когда идет их инвалидизация. А если мы посмотрим на него как на полноценного человека, будем мотивировать его на успехи, поддерживать, тогда он не впадает в состояние капризного ребенка, у которого все плохо.
Самому бойцу не справиться. Мы сейчас в госпитале работаем и видим много таких случаев. Здесь бойцы с ампутациями, находясь среди таких же, как они, очень хорошо друг друга поддерживают. Поэтому важно собирать этих людей вместе, давать возможность проявлять социальную активность.
Самое важное для ампутантов – доступное и качественное медицинское сопровождение, протезирование, обучение жизни с протезом. Не они должны приходить за помощью, а мы обязаны делать холодные звонки и спрашивать: «Как у вас дела? Нуждаетесь ли в какой-либо помощи или информации?» Предложить встречу».
Какие трудности ждут СВОих в мирной жизни
«Готово ли общество принять ребят? Я вижу, что оно движется в эту сторону: открываются новые реабилитационные центры, организации по социальной и физической адаптации участников СВО. Но есть маленькая сложность – это внутренняя готовность семьи принять человека. Не секрет, что будут разваливаться семьи, потому что не каждая женщина сможет выдержать эмоциональную нагрузку и такого мужчину.
Но, опять же, я знаю, что большинство женщин настроены по-другому, потому что они понимают: ребята отстаивают мир, защищают Родину, проявляют самые лучшие свои мужские и человеческие качества. У жен есть внутренняя готовность держать на хрупких плечах сильный тыл. Знаете, на самом деле происходит перезагрузка общества, мы начинаем понимать, для чего рожден мужчина, а для чего – женщина. И когда мы правильно делим функции и задачи, то все получается. Надо отдать мужчине право решать серьезные вопросы и принимать любые его решения – это важная часть.
Я рекомендую членам семьи участников СВО посещать информационные и психологические встречи, обмениваться эмоциями, делиться своими проблемами. Сообщества и группы поддержки – очень хороший ресурс. Мы же иногда очень много от себя требуем, а на самом деле нужно совсем мало. Ты можешь там поплакать, получить поддержку и полезную информацию, чтобы следующую неделю прожить. Нельзя оставаться один на один со своей проблемой».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова, Евгений Поторочин

Время героев