Российский автомобильный рынок может столкнуться с серьезными изменениями в ближайшие годы. На фоне возможного потепления отношений между Россией и США, а также усиления торговой войны между Вашингтоном и Пекином участники рынка прогнозируют как новые возможности, так и вызовы. При этом эксперты единодушны: автомобили продолжат дорожать, а 2025 год станет непростым для отрасли. Подробности в материале «ФедералПресс».
Возвращение брендов
К 2025–2026 годам российский авторынок может кардинально измениться благодаря возможному возвращению японских и южнокорейских брендов. Такое мнение высказал сооснователь дилерского холдинга Major Auto Михаил Бахтиаров на конференции ForAuto 2025. По его словам, сближение России и США, а также прямые указания Вашингтона союзникам могут ускорить этот процесс.
«Уже к концу 2025 года ситуация на рынке может измениться. После сертификации и адаптации казахстанского ОТТС мы увидим возвращение марок, которых ждут многие клиенты», – передают слова Бахтиарова «Известия».
Кроме того, усиление торговой войны между США и Китаем может открыть двери для новых китайских брендов, таких как BYD, Lixiang и Zeekr, которые ранее не решались выходить на российский рынок. В то же время возвращение европейских автопроизводителей остается под вопросом из-за санкций ЕС.
Новые тренды: цифровизация и смена модели потребления
Участники конференции также обсудили новые тренды, формирующие рынок. Константин Болдырев, руководитель по развитию бизнеса B2C-кредитования «Авито Авто», отметил, что современные покупатели все чаще отказываются от традиционных методов покупки автомобилей.
«Поколение, выросшее со смартфонами, предпочитает цифровые инструменты: автоматизированные сервисы, чаты и онлайн-платформы. Личное общение и торги в дилерских центрах их отталкивают», – подчеркнул Болдырев.
Кроме того, денежно-кредитная политика Центробанка способствует переходу от кредитной модели покупок к накопительной. Вячеслав Зубарев, председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис», отметил, что рост ключевой ставки в 2023 году уже повлиял на потребительские привычки.
«Государство стимулирует отказ от заемных средств. Все больше людей предпочитают копить на крупные покупки, включая автомобили», – сказал он.
Цены продолжат расти
Несмотря на рекордные запасы автомобилей у дилеров, эксперты прогнозируют дальнейший рост цен. Генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков отметил, что машины 2025 года выпуска будут стоить дороже из-за повышения утильсбора и высокой ключевой ставки.
«К середине года автомобили могут подорожать на 10 %», – считает он.
Валерий Тараканов, директор по операционным вопросам Knewstar, согласен с этой оценкой, подчеркивая, что подорожание в большей степени затронет импортные модели.
Прогнозы на 2025 год: волатильность и вызовы
2025 год станет непростым для российского авторынка, считают эксперты. Роман Тулинов, глава аналитического отдела «Росбанка», отметил, что ключевыми факторами будут оставаться курс рубля и ключевая ставка.
«Если ЦБ начнет снижать ставку во второй половине года, это может стимулировать спрос на автомобили», – сказал он.
По прогнозам, объем рынка в 2025 году составит от 1,3 до 1,6 млн автомобилей. Михаил Бахтиаров оценивает потенциал рынка в 2 млн машин, но считает, что внешние и внутренние факторы могут ограничить продажи уровнем в 1,5–1,6 млн единиц.
В то же время пессимистичные прогнозы предполагают, что объем рынка не превысит 1,3–1,4 млн автомобилей. Дмитрий Костромин, вице-президент «АвтоВАЗа», также ожидает сокращения альтернативного импорта до 50 тыс. машин против 200 тыс. в 2023 году.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин