С 1 мая 2025 года в России вступит в силу новый порядок расчета утильсбора для автомобилей, ввезенных из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это приведет к росту стоимости подержанных машин премиум-класса в среднем на 20–25 %, а в некоторых случаях – на 1 млн рублей. Такие меры направлены на борьбу с серыми схемами растаможки, которые активно использовались в Белоруссии и Киргизии. Что изменится, рассказывает «ФедералПресс».
Как изменится расчет утильсбора
Новая формула расчета утильсбора будет учитывать реальные затраты покупателя на приобретение автомобиля. Если стоимость машины, указанная в документах, окажется ниже средней рыночной цены, владельцу придется доплатить разницу. Это сделает невыгодными схемы, при которых автомобили растамаживались в Белоруссии и Киргизии по заниженным ценам.
Для подтверждения стоимости автомобиля потребуется предоставить пакет документов, включая договор купли-продажи, счета-фактуры, транспортные накладные, пассажирские таможенные декларации и другие платежные документы. Если документы отсутствуют, утильсбор будет рассчитан по максимальной ставке, что может превысить 60 % от средней стоимости автомобиля.
Почему подорожают автомобили
Эксперты отмечают, что новые правила затронут в основном подержанные машины премиум-класса возрастом от трех до пяти лет. Например, BMW, которую ранее ввозили из Белоруссии за 4 млн рублей, теперь будет стоить на 1 млн рублей дороже. Это связано с тем, что серые перекупщики больше не смогут использовать лазейки для занижения таможенных платежей.
В Белоруссии, например, действовала схема с льготными категориями граждан, которые получали скидку до 50 % на таможенные пошлины. В Киргизии машины растамаживались по таможенно-приходным ордерам (ТПО), где стоимость автомобилей указывалась значительно ниже реальной. Это позволяло снизить таможенные платежи в два-три раза по сравнению с Россией.
Последствия для рынка
Новые правила могут привести к сокращению серого импорта и уходу с рынка недобросовестных перекупщиков. Однако это также вызовет рост цен на подержанные премиальные автомобили, которые ранее ввозились по схемам из Киргизии и Белоруссии. По оценкам экспертов, стоимость таких машин может увеличиться на 20–25 %.
Дилеры отмечают, что серые схемы негативно влияли на рынок, создавая конкуренцию официальным поставщикам и вводя в заблуждение покупателей. Закрытие этих каналов может привести к восстановлению доли легальных поставщиков и улучшению имиджа популярных брендов, таких как Zeekr, LiXiang и других.
Что будет с импортом
Ожидается, что новые правила также повлияют на структуру импорта. Если раньше через Киргизию и Белоруссию ввозились преимущественно премиальные автомобили, то теперь акцент может сместиться на китайские марки. Кроме того, расширение локального производства китайских автомобилей в России снизит привлекательность параллельного импорта.
В целом изменения направлены на упорядочение рынка и борьбу с нелегальными схемами, однако потребителям придется смириться с ростом цен на подержанные премиальные автомобили.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1