В начале этого года были приняты изменения в сфере образования. Школьников ждет новый эксперимент относительно сдачи Основного государственного экзамена (ОГЭ). Прежде всего он коснется тех учеников, которые намерены поступать в колледжи после 9-го класса. «ФедералПресс» попытался разобраться, насколько перспективно ли это для девятиклассников и приживется ли эксперимент.
Что такое ОГЭ?
По окончании 9-го класса школьники сдают Основной государственный экзамен (ОГЭ). Он был введен в России в 2014 году, но экспериментальные проекты по тестированию формы и содержания ОГЭ проводились в отдельных российских школах с 2004 года.
Именно от результатов этого экзамена напрямую зависит, выдадут ли выпускнику аттестат и сможет ли ребенок продолжить учебу либо останется на второй год. Причем речь идет не только о 10-м классе, но и о продолжении учебы в колледже или техникуме.
Если смотреть в целом, то экзамен похож на ЕГЭ, который сдают по окончании 11-го класса. Школьникам выдают задания на специальном бланке, в который нужно вписывать ответы от руки, а по русскому языку написать изложение.
Большинство школьников сдает ОГЭ в основной период – с мая по июнь. Существуют резервные сроки, когда можно пересдавать экзамены. К пересдаче допускают, если вы получили «неуд» по одному или двум предметам. Если у вас три или больше «неудов», пересдавать разрешат только на следующий год. Аналогичная ситуация для тех, кто «завалит» сентябрьскую пересдачу.
Реформа образования
С этого года система сдачи ОГЭ изменится. В некоторых российских регионах собираются ввести экспериментальный порядок сдачи ОГЭ. Соответствующий законопроект поддержала Госдума во II чтении. Согласно документу, после 9-го класса школьники смогут сдавать лишь два экзамена (по русскому и математике) вместо обязательных четырех (плюс еще два любых предмета по выбору). Правда, более простой формат сдачи выпускных экзаменов разрешается только для тех, кто собирается поступать в колледжи, а не продолжать учебу в школе.
Задумка законодателей довольно хорошо читается – облегченная система сдачи ОГЭ поможет увеличить на рынке труда количество работников со средним профессиональным образованием – квалифицированных рабочих и служащих. Изначально речь шла только о пяти регионах страны, где будет введен данный эксперимент: Москва и Санкт-Петербург, Ростовская и Тюменская области, а также Северная Осетия. Ко второму чтению законопроекта эта цифра выросла до 12. Добавились:
- Кузбасс – Кемеровская область;
- Краснодарский край;
- Ямало-Ненецкий АО;
- Камчатский край;
- Липецкая область;
- Саратовская область;
- Нижегородская область.
Запросы поступают и от других регионов, но, по мнению законодателей для реализации эксперимента имеющегося количества вполне хватит, чтобы оценить, как будет работать новый закон.
Вице-спикер Госдумы Виктория Абрамченко уверена, что эксперимент по сдаче ОГЭ только по двум предметам вместо четырех не снизит качество школьного образования.
«Это даст уверенность, психологически детям будет проще, они понимают, что они в жизни получат востребованную профессию», – объяснила она свою позицию в интервью телеканалу «Россия».
Между тем Виктория Абрамченко заметила, что участникам проекта следует прорабатывать несколько аспектов проекта, а именно гарантии трудоустройства выпускников колледжей на работу в своем регионе.
Стресса будет меньше
Законопроект еще обсуждают, а в интернете развернулись ожесточенные дебаты. Пользователи соцсетей активно дискутируют, стоит ли менять формат ОГЭ, оставить все как есть или убрать тестирование и вернуться к советским истокам.
«Я более 30 лет проработала в школе и с полной уверенностью могу сказать, что учителя в школах готовят к ОГЭ, но очень многие учащиеся, чтобы хорошо сдать экзамены, вынуждены пользоваться услугами репетиторов», – высказалась подписчица Нина Дербина.
Другой подписчик уверен, что задача вполне понятна. «Быстрее и больше выдать аттестатов, потом по-быстрому всех в училища по сокращенной программе, чтоб в 18–19 лет уже на завод», – предположил пользователь под ником Supra Master
Пользователь Роман Александров уверен, что менять ничего не надо. «На условный «трояк» еще, может, и возможно наугад что-то там наковырять, но на реальные баллы – надо учиться, учиться, учиться (этот постулат еще сто раз по сто лет проживет и не потеряет актуальности). Экзамены после 9-го и 11-го нельзя уменьшать!» – резюмировал Роман.
Психолог и лектор общества «Знание» Андрей Зберовский в разговоре с «ФедералПресс» напомнил, что стресса при подготовке к любому экзамену должно быть минимум.
«При подготовке к экзаменам взять за правило не только учить, но и обязательно письменно конспектировать, так как визуализация записанного рукой текста включает моторные участки коры больших полушарий мозга, где особенно сильная память. Желательно также проговаривать освоенные параграфы и правила вслух самому себе или родителям или друзьям. Именно когда человек слышит самого себя, это дублирует информацию в мозгу и формирует высокую уверенность человека в том, что хорошо готов к экзамену! Благодаря чему напряжение на психику заметно снижается. В этом огромный плюс самопрослушивания – это повышает уверенность в себе», – считает психолог.
Подготовка на авось
Корреспондент «ФедералПресс» также пообщался с некоторыми преподавателями, которые принимают ОГЭ в школах, и некоторые из них считают, что количество экзаменов никак не влияет на их результат.
«Большинство просто готовятся с мыслью, что смогут списать, или готовятся в последний момент. Некоторые экзамены выбирают не по принципу «мне это нужно» или «я это понимаю», а где меньше баллов нужно. Неоднократно видела приходящих сдавать информатику и не умеющих создавать папку на рабочем столе», – отметила преподаватель Елена Шевченко.
Педагог одного из техникумов Кузбасса Полина Васильева пояснила, что важно заниматься. «Кто занимается стабильно сам, тот на то и пишет. Вот помощь не сдавшим в обучении рабочим профессиям была просто восхитительна», – считает педагог.
Ведущий специалист Игорь Чапковский уверен, что сдача четырех экзаменов поможет школьникам, решившим идти после 9-го класса в колледжи и техникумы.
«Откроются дополнительные двери для тех, кто хочет после 9-го класса получить среднее специальное образование, а там, кто намерен учиться дальше – надо заранее предпринимать усилия и четче строить свои планы, тогда будет легче достигать целей», – резюмировал Игорь Чапковский
В третьем чтении законопроект рассмотрят 18 марта. Ждать осталось недолго.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева