Катастрофа Ту-104 во Внуково, произошедшая 17 февраля 1979 года, стала одной из самых трагических авиационных аварий в истории советской гражданской авиации. В результате крушения 46 лет назад погибли 59 человек, включая экипаж и пассажиров, среди которых было немало известных личностей. «ФедералПресс» вспоминает о причинах, последствиях и влиянии катастрофы на авиационную безопасность государства.
История рейса и обстоятельства трагедии
Ту-104Б, выполнявший рейс по маршруту Москва – Киев – Одесса, потерпел крушение вскоре после взлета из аэропорта Внуково. Самолет, принадлежавший Министерству обороны СССР, должен был перевозить группу высокопоставленных военных. Среди пассажиров находились генералы, офицеры и другие представители командного состава Вооруженных Сил Советского Союза.
Взлет проходил в сложных метеоусловиях, однако первоначально никаких признаков неисправности не наблюдалось. Вскоре после отрыва от взлетно-посадочной полосы лайнер начал испытывать неконтролируемые колебания, после чего резко потерял высоту и рухнул недалеко от аэродрома. Вся находившаяся на борту команда и пассажиры погибли мгновенно.
Причины катастрофы
В ходе расследования было установлено, что катастрофа произошла из-за неправильного распределения центровки воздушного судна. Перегруз самолета в хвостовой части вызвал опасный подъем носа после взлета, что привело к потере управляемости.
Основные факторы, способствовавшие трагедии:
- Перегрузка задней части фюзеляжа – неправильное размещение груза и багажа вызвало сдвиг центра тяжести.
- Просчеты экипажа – перед взлетом не была проведена тщательная проверка распределения массы, что является важным этапом предполетной подготовки.
- Отсутствие эффективных систем предупреждения – в те годы системы контроля центровки и автоматические оповещения об опасных отклонениях не были столь развиты.
- Физический износ самолета – на момент катастрофы Ту-104 уже находился на завершающем этапе эксплуатации и использовался исключительно военными.
Последствия катастрофы
После трагедии власти СССР инициировали пересмотр правил эксплуатации самолетов Ту-104. Катастрофа стала одной из причин окончательного снятия данной модели с пассажирских рейсов в начале 1980-х годов.
Перечень изменений, которые последовали после крушения:
- усиление контроля за распределением нагрузки на воздушных судах;
- внедрение новых процедур предполетной подготовки;
- пересмотр сроков эксплуатации авиалайнеров.
Катастрофа 1979 года оказала серьезное влияние на развитие авиационной безопасности в СССР и в дальнейшем привела к введению более строгих норм для всех типов воздушных судов.
Память о жертвах катастрофы
Гибель 59 человек, среди которых были уважаемые военные деятели, стала большой утратой для Советского Союза. В память о жертвах катастрофы во Внукове установлены мемориальные знаки, а их имена увековечены в различных военных частях.
Ранее рассказали, почему в Подмосковье разбился Ан-148. Объяснили, можно ли было избежать катастрофы.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1