18 марта на пленарном заседании Государственной думы в приоритетном порядке будет рассмотреть новый законопроект, который должен окончательно решить проблему кибермошенничества. Ее масштабы оцениваются в миллиарды рублей – президент РФ Владимир Путин в начале марта обратил внимание на «недопустимые размеры» ущерба. Что предлагают парламентарии – читайте в материале «ФедералПресс».
Масштабы киберворовства
В 2024 году объем средств, украденных кибермошенниками у граждан России, оценивается в 250–300 миллиардов рублей. Об этом сообщил зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов.
«По нашим прогнозам, сумма будет в диапазоне 250–300 миллиардов рублей», – приводят его слова в СМИ.
Если и рекорды по одновременно выманенным суммам. Например, не так давно 71-летняя россиянка отдала злоумышленникам 350 миллионов рублей и 800 тысяч долларов. Сумму кражи раскрыл полковник полиции в отставке, член Общественного экспертного совета МВД РФ Алексей Трифонов.
Интернет-мошенничество достигает в России совершенно колоссальных масштабов, что требует комплексных мер, отмечают парламентарии. Новый законопроект разработан и будет рассмотрен депутатами на ближайшем заседании.
«Законопроект о противодействии интернет-мошенничеству рассмотрим в приоритетном порядке. Обсудим его в первом чтении, предварительно на следующей пленарной неделе, 18 марта», – сказал председатель ГД Вячеслав Володин.
Он добавил, что Государственная дума планирует рассмотреть инициативу во втором и третьем чтениях до конца месяца.
В чем суть законопроекта
Среди основных положений новеллы можно выделить следующие:
- Она предлагает разработать единую государственную информационную систему с записями голосов мошенников и установить запрет сотрудникам госорганов, банков и операторов связи общаться с клиентами через иностранные мессенджеры.
- Закрепляется возможность онлайн-обмена информацией между государственными органами, банками и цифровыми платформами. В пояснительной записке к документу отмечено, что автоматический мониторинг позволит практически моментально выявлять подозрительные действия, блокировать их и уведомлять правоохранительные органы о потенциальных преступлениях. Это позволит вовремя пресекать подозрительные переводы денежных сумм и сразу информировать правоохранительные органы о том, что в данный момент мошенники пытаются «развести» очередную жертву.
- Кроме того, вводятся новые обязательные правила по идентификации и проверке личности пользователей услугами связи, а также обязательная маркировка звонков. Во-первых, устанавливается запрет на передачу SIM-карт третьим лицам и использование обезличенных номеров. Во-вторых, операторы сотовой связи будут обязаны маркировать звонки от юридических лиц отображением названия организации.
- Для граждан вводится возможность установления запрета на заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи без личного присутствия. Запрет можно будет установить через Единый портал госуслуг или при обращении в МФЦ, а снять – только при личном посещении МФЦ.
- Предусмотрены и иные нововведения, направленные на защиту от противоправных деяний, совершаемых с использованием информационных технологий.
Напомним, ранее уже был принят законопроект о периоде заморозки при оформлении кредита. По словам автора инициативы, председателя комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолия Аксакова, он поможет остановить людей, которые внезапно пытаются взять кредит, чтобы передать средства мошенникам. Новый законопроект направлен на комплексную работу по борьбе с мошенниками, в первую очередь через ограничение мобильных операторов.
«Сейчас финансовые услуги очень сильно завязаны на мобильных операторах и информационных технологиях. Новый законопроект направлен на то, чтобы защитить граждан от мошенников в этой сфере», – рассказал Аксаков корреспонденту «ФедералПресс».
Компромиссный законопроект
Несмотря на то, что парламентарии возлагают большие надежды на новую инициативу, собеседник «ФедералПресс», доцент департамента стратегического и международного менеджмента ВШБ ВШЭ, кандидат экономических наук Игорь Строганов относится к нему критически.
«Сотрудники государственных органов, банков и операторов связи и так не общаются с гражданами по мессенджерам», – комментирует инициативу экономист.
По его словам, проблему с мошенничеством можно разделить на несколько аспектов:
- некритическое доверие граждан к абсолютно любому звонящему, если он представляется сотрудником какого-либо значимого учреждения;
- отсутствующая финансовая грамотность граждан, которая в условиях капиталистической формации экономики нужна абсолютно всем;
- роль банков: переводы денег от частных лиц частным лицам должны учитываться в рамках мер по противодействию отмыванию денег. Гражданам регулярно блокируются переводы от 100 000 рублей и выше, но при этом переводы тех же самых граждан в размере миллионов рублей (или снятие их же со счета) не вызывают вопросов;
- наличие в Российской Федерации структур, которые напрямую участвуют в мошеннических операциях.
«И если последние два фактора, в принципе, решаемы в очевидных правовых и оперативных рамках соответствующих органов, то первые два требуют активной работы по ликвидации финансовой безграмотности, обучения граждан, на крайний случай – постоянных напоминаний во всех возможных программных продуктах и банковских приложениях, чтобы человек на пятый-шестой раз, возможно, задумался, стоит ли переводить деньги непонятно кому непонятно зачем», – заключил Игорь Строганов.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1