23 марта 1994 года в Кузбассе произошла трагедия, вызвавшая широкий общественный резонанс. Под Междуреченском разбился самолет, следовавший из Москвы в Гонконг. Все находившиеся на борту 75 человек погибли. Спустя 31 год «ФедералПресс» вспоминает об одной из самых нелепых трагедий, которой могло бы и не быть.
Ничто не предвещало беды
Пассажирский самолет авиакомпании «Аэрофлот» выполнял плановый международный рейс по маршруту Москва – Гонконг в ночь с 22 по 23 марта. Все шло согласно инструкции, однако спустя всего несколько лайнер рухнул в лесу под Междуреченском. От самолета осталась лишь груда металла, а останки тел пассажиров и членов экипажа раскидало вокруг. Известно, что на момент авиакатастрофы самолет совершил 5375 часов полетов. Правда, в России период эксплуатации воздушного судна был довольно мал. Изначально рассматривалась версия сбоя автоматики и технических дефектов лайнера. Однако позднее оказалось, что все куда прозаичнее, а вместе с тем страшнее.
В ту роковую ночь авиалайнером управлял опытный экипаж. Командир самолета, 40-летний Андрей Данилов, имел за плечами общий налет 10 тысяч часов. На борту также находились второй пилот Игорь Пискарев и сменный командир Ярослав Кудринский. Последний взял с собой на борт детей: 13-летнюю дочь Яну и 15-летнего сына Эльдара. Никто и предположить не мог, что обычный полет станет для находившихся на борту людей последним.
Ребенок за штурвалом
После крушения судно вспыхнуло, словно спичка. Прибывшие к месту ЧП спасатели обнаружили искореженные обломки и части тел. Известно, что первыми крушение самолета увидели осужденные исправительной колонии, которая находилась в нескольких километрах. На место незамедлительно прибыли представители МЧС, включая спасателей из соседних Барнаула и Горно-Алтайска. Впоследствии к ним присоединились солдаты полка гражданской обороны. Работу осложняли неблагоприятные погодные условия: вместе с первыми лучами весеннего солнца ледяная корка таяла, а вешние воды превращали землю на месте крушения лайнера в пепельно-кровавую смесь.
Изначально гуляла версия, что самолет был неисправен, но расшифровка бортовых самописцев и расследование продолжительностью в год вскрыли шокирующие детали. Зампредседателя международного авиационного комитета Владимир Кофман впоследствии отметит, что самолет погубил ребенок, который в момент ЧП находился за штурвалом.
Один из спасателей вспоминает, что увидел в кабине тело 15-летнего подростка и сразу все понял: отец просто дал порулить.
В ходе разбирательств было установлено, что самолет летел на автопилоте, но в какой-то момент подросток приложил слишком много усилий и автопилот частично отключился. Позже световая сигнализация проинформировала об отключении автопилота, но экипаж заметил это слишком поздно. По данным расшифровки речевого самописца, попытки подростка исправить положение сильно затруднялись незнанием терминов, на которых общались пилоты. В итоге крен достиг 90 градусов и самолет стал стремительно терять высоту. В итоге пилоты вывели лайнер в нормальный режим полета, но не разобрались, в каком положении он находится. На огромной скорости самолет зацепился за верхушки деревьев и упал в лесу.
Были другие причины
Спустя год после трагедии следователи озвучили официальную версию авиакатастрофы. Они пришли к выводу, что присутствие посторонних в кабине пилотов хоть и противоречило всем нормам безопасности полетов, но было не единственной причиной трагедии. Скорее всего, команда просто не знала обо всех технических нюансах управления импортным авиалайнером. Впоследствии авиакомпания «Аэрофлот» сменила номер рейса Москва – Гонконг с SU593 на SU212. Помимо этого, ни один самолет «Аэрофлота», у которого существует традиция присваивать бортам имена известных людей, больше не носил имя композитора Михаила Глинки, которое было у разбившегося борта.
Рекомендуем почитать материал «ФедералПресс» о самых страшных авариях в Сибири, которые не всегда связаны с самолетами.
Фото: ФедералПресс / Анна Миронова, Ксения Кобалия; изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1