Обществу нужна позитивная повестка в СМИ – так считают почти половина опрошенных «ФедералПресс» респондентов. Люди все чаще выбирают добрые новости, качественные статьи и репортажи об искусстве, культуре, науке и спорте. Новые тренды, взаимодействие прессы с властью, бизнесом и обществом обсудили на круглом столе в Кургане, который организовал медиахолдинг «ФедералПресс» и экспертный канал «УралПолит.ру» при поддержке Союза журналистов и региональной Торгово-промышленной палаты.
Чего желает аудитория
Медиахолдинг «ФедералПресс» провел исследование, чтобы выяснить, нужна ли обществу позитивная повестка в СМИ. Почти 50 % (респонденты из разных регионов России) считает, что добрые новости очень важны для современного общества. При этом 36 % считают позитивную повестку нужной, но не самой востребованной, 13 % – не очень важной, остальные ответили «совсем не важна». Около 40 % каждый день ищут хорошие новости в СМИ, 23,5 % – несколько раз в неделю, еще 23,5 % – редко, и 13 % – никогда. Среди тем аудиторию больше всего интересует культура и искусство, социальные инициативы, наука и спорт. А из форматов предпочитают: статьи и репортажи (27 %), новости (31 %), видеоформаты (17 %), визуальные данные (14 %) и подкасты (11 %).
Несмотря на запрос, 47 % респондентов не видят смысла в платном контенте и не готовы отдавать деньги за доступ к СМИ, которые делают акцент на позитивной повестке. Еще 38 % предпочитают бесплатные ресурсы, и только 15 % могут заплатить, но при условии, что это будет интересно и актуально.
Наталья Оксак
«Позитивные истории действительно играют важную роль в формировании общественного мнения. Наш опрос помог собрать ценные данные о том, как аудитория воспринимает позитивный контент, какие темы вызывают наибольший отклик у ЦА. Данные исследований нужны не только СМИ, но и заказчикам контента – обществу, власти и бизнесу», – отметила главный редактор РИА «ФедералПресс» Наталья Оксак.
По данным Центра управления регионом Курганской области, основные источники новостей для зауральцев – интернет-СМИ и телевидение. Молодежь предпочитает читать новости в телеграм-каналах и соцсетях.
«Увеличивается количество телеграм-каналов, и туда уходит молодежь. Им там неважны картинки и видео, им интересна аналитика и длинные посты. Но уровень доверия к телевидению выше, по последним данным. Это связано с обилием фейков и разбросом информации. Люди говорят, что устали от негатива. Почему мы говорим о цифровом детоксе? Потому что человек не может обрабатывать такое большое количество информации», – проинформировала руководитель ЦУР Курганской области Жанна Чумакова.
Жанна Чумакова
По ее словам, основной тренд этого года в СМИ – человекоцентричность. «Это то, что объединяет власть, бизнес и общество сейчас. И поэтому заходит любая жизненная история про рабочего предприятия. Люди устали от глобальной картинки и хотят видеть своих соседей. Это вызов для СМИ. Мы это еще не осознали», – отметила Чумакова.
И это действительно так — человеку интересен сам человек, конкретизировала депутат Курганской областной думы, директор медиахолдинга «Область-45» Татьяна Хильчук.
«Очень важно понимать, что хотят увидеть и рекламодатели, и зрители. Госконтрактов у нас минимум. Весь контент, который мы создаем, позитивный. Вы не поверите, но он вызывает энтузиазм и у наших рекламодателей, и у наших зрителей: они это смотрят, хотят за это платить и в этом участвовать. И это происходит из года в год. Я думаю, что сейчас потребность в этом гораздо выше, опять же, на фоне пандемии, СВО, пожаров и наводнений», – подчеркнула Татьяна Хильчук.
Татьяна Хильчук
Власть перед СМИ
«Пресса на сегодняшний день ориентирована на развитие региона, это очень важно, – отметил председатель Курганской областной думы Дмитрий Фролов. – Понимаем, что основные проблемы, с которыми столкнулся наш регион – кадровые и демографические, и решить их можно, создавая условия для жизни. И в регионе их создают: строятся дороги, общественные пространства, идет ремонт социального блока. Но бытует мнение, прежде всего у молодежи, о том, что регион по-прежнему является депрессивным, хотя это не так. Как раз с помощью прессы можно довести информацию о том, что есть позитивные моменты, а они, безусловно, есть».
Дмитрий Фролов
Многие представители бизнеса сегодня узнают о новых программах поддержки и их эффективности исключительно из прессы, добавил народный избранник.
Надо сказать, что в формировании самой позитивной повестки немалую роль играют и власти. «Большая ответственность [в создании положительного контента] лежит на органах власти, которые в том числе сотрудничают с журналистами. Где набрать позитивные информационные поводы? Раньше у нас были пресс-конференции, открытое правительство, куда мы могли попасть. Таких возможностей все меньше и меньше», – отметила главный редактор портала 45.ру Алена Кисель.
Алена Кисель
Но есть мнение, что тут ситуация больше не в закрытости самой власти, а именно представителях четвертой власти: нужно налаживать коммуникацию с пиар-командами различных структур и ведомств.
Что ждет бизнес от СМИ
Еще один важный вопрос: как наладить диалог между СМИ и бизнесом. Председатель регионального отделения «Опоры России» Ольга Лютикова отмечает установление конструктивного диалога между властью и бизнесом, бизнесом и СМИ, властью и СМИ. Пресса и бизнес-сообщества помогают донести до предпринимателей всю необходимую информацию о мерах поддержки.
Ольга Лютикова
«Очень бы хотелось, чтобы СМИ готовили материалы о фермерах, промышленниках, учителях, врачах. Куда ни приезжаешь, все спрашивают: «Где находится Курган?». Начинаешь перечислять медицинский центр Илизарова и других. Вы не представляете, какое было единение всех участников Дня Курганской области в АСИ после мероприятия, где предприниматели презентовали нашу область. Нисколько не иронизирую. Мы все — патриоты своей области», – отметил президент Торгово-промышленной палаты Курганской области Илья Назаренко.
Илья Назаренко
Итоги круглого стола
По итогам большой встречи в Кургане СМИ, власть и бизнес резюмировали:
- создание качественного и позитивного контента через доступ СМИ к информации;
- установление диалога между властью, бизнесом и СМИ;
- использование креативных форматов;
- регулярный мониторинг интересов целевой аудитории и адаптация контента;
- синергия межу всеми участниками медийного процесса.
«Нужен и регулярный мониторинг общественного мнения, и адаптация контента. Выходите к своей аудитории – и бизнес, и власть, и СМИ. Мы должны с ней взаимодействовать лично. Должна быть синергия между всеми участниками медийного процесса для достижения наших общих целей», – подытожила главный редактор РИА «ФедералПресс» Наталья Оксак.
Фото: ФедералПресс / Антон Федулов
Инфографика: ФедералПресс

Круглые столы «ФедералПресс»