С 1 мая в России вырос утилизационный сбор на автомобили. Это изменение уже влияет на ценообразование, стратегии дилеров и поведение покупателей. Что ждет рынок – резкий спад или структурная трансформация, разбирался «ФедералПресс».
С начала мая 2025 года на автомобильном рынке России стартовало важное изменение: в стране повысился утилизационный сбор на ввозимые автомобили. Это уже сейчас начинает отражаться на ценниках и поведении игроков рынка – от дилеров до потребителей. Эксперты уверены: подорожание автомобилей неизбежно, а спрос начнет постепенно смещаться в сторону подержанных машин и более дешевых марок. В краткосрочной перспективе рынок может поддержать ажиотажный спрос, но в долгосрочной всех участников ждет перестройка.
Как изменятся цены
По словам генерального директора компании, занимающейся привозом авто, Ирины Франк, изменения будут заметны уже в ближайшие недели.
«С 1 мая 2025 года повышение утильсбора приведет к значительному росту цен на новые автомобили. Например, бюджетный Changan Alsvin, который сейчас стоит 1,6 млн рублей без скидок, подорожает минимум на 200 тысяч – до 1,8 миллиона. Для моделей выше классом прибавка составит 300–400 тысяч рублей», – отмечает эксперт.
Таким образом, удорожание затронет как бюджетный, так и премиальный сегмент. По оценкам эксперта, рост цен составит порядка 12–13 % для массовых моделей и еще больше для дорогих авто. Это может серьезно ударить по покупательной способности россиян, особенно в условиях стагнирующих доходов.
Однако Ирина Франк призывает не драматизировать ситуацию. «Нельзя говорить, что продажи «рухнут». Дилеры активно работают с кредитами, программами трейд-ин, предоставляют скидки. Например, тот же Changan при всех опциях может стоить реальному покупателю около 1,25 млн рублей. Это сглаживает удар по кошельку», – отмечает она.
Почему повышение утильсбора влияет на цены
По сути, утильсбор – это обязательный платеж, который платится при ввозе автомобиля на территорию России. Он призван компенсировать государству расходы на утилизацию машины в будущем. Однако на практике это один из инструментов налогового регулирования, и его увеличение практически всегда ложится на плечи конечного потребителя.
Как поясняет профессор кафедры экономической безопасности Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Надежда Капустина, рост утильсбора становится дополнительным фактором давления на цены в условиях уже непростой экономической ситуации.
«Он накладывается на логистические сложности, дефицит комплектующих, валютные риски. В результате автомобили дорожают быстрее, чем растут доходы населения. Покупатели чувствуют этот дисбаланс», – говорит Капустина.
Кто выиграет, а кто проиграет
Пока российские автолюбители ломают голову над тем, стоит ли спешить с покупкой нового автомобиля, автопроизводители и дилеры пересматривают стратегии.
Основатель российско-китайской транспортной компании Александр Стрельников подчеркивает: реальное удорожание будет растянуто во времени. «Склады дилеров пока еще полны машинами, ввезенными по старым ставкам. Это отсрочит скачок цен до осени 2025 года. Но затем неизбежно начнется волна подорожания – особенно в премиум-сегменте и среди автомобилей, ввезенных по параллельному импорту», – говорит Стрельников.
Кроме того, он обращает внимание на важную деталь: до 80 % автомобилей в России покупаются в кредит, и увеличение цен приведет к росту сумм займов. Это может снизить доступность машин для эконом-сегмента, особенно при продолжающемся росте ставок.
В то же время в выигрыше могут оказаться отечественные бренды, включая «АвтоВАЗ». По словам Стрельникова, в условиях удорожания импортных машин и изменения правил ввоза через ЕАЭС (где теперь стоимость определяется по рыночной цене, а не по заниженным документам), российские производители получают новое конкурентное преимущество. «Доля локальных брендов, по оценкам, может вырасти до 50 % к 2026 году. Это логичный сдвиг в структуре продаж», – добавляет эксперт.
С этим согласна и директор по продажам и развитию популярного автомобильного сайта Алена Иноземцева. По ее словам, новые правила расчета утильсбора лишают смысла схемы с параллельным импортом. «Теперь расчет будет идти по средней рыночной цене, которую определяет Минпромторг. Это выровняет цену с той, что у официальных дилеров. Серый рынок теряет свою выгоду», – отмечает она.
Спрос смещается: что будет дальше
Ажиотажный спрос, как прогнозируют эксперты, может продлиться до середины лета, но затем начнется охлаждение. Как говорит Надежда Капустина, российский покупатель адаптивен, но в условиях повышения цен ему придется либо экономить, либо откладывать покупку.
«Для многих автомобиль – не роскошь, а необходимость. Люди не откажутся от машин, но будут выбирать осторожнее, больше сравнивать предложения. Это подтолкнет к росту интереса к подержанному сегменту», – отмечает Капустина.
Уже сейчас наметилась тенденция: потенциальные покупатели, не успевшие приобрести автомобиль до мая, переключаются на рынок машин с пробегом. Особенно популярными становятся модели до 3 лет, ввезенные по старым условиям.
Кроме того, вероятна активизация лизинговых предложений и программ с отсроченными платежами. Дилеры, по прогнозу Капустиной, будут расширять финансовые инструменты, чтобы сохранить клиентов и удержать позиции.
Последствия повышения утильсбора
В краткосрочной перспективе рост утильсбора не приведет к обвалу авторынка. Но, по словам Ирины Франк, изменения затронут структуру спроса. «Мы уже видим смещение интереса в сторону более дешевых машин. Люди ищут компромиссы, отказываются от «лишних» опций, выбирают бренды с хорошим соотношением цена – качество», – говорит эксперт.
В долгосрочной перспективе, как считает Надежда Капустина, рынок найдет новую точку равновесия, но не без потерь. «Цены будут высокими, и это сократит доступность автомобилей для части населения. Но выиграют те компании, которые предложат гибкие финансовые решения и адаптируются к новой экономической реальности», – отмечает она.
Напомним, с 1 мая в России начали действовать новые правила расчета утилизационного сбора.
Фото: ФедералПресс / Анастасия Полетаева