Нейросети все увереннее входят в профессию журналиста – находят источники, анализируют большие объемы данных, генерируют итоговый текст в нужной стилистике. Но смогут ли они когда-нибудь заменить живого автора? На заседании Комитета по СМИ и информационной политике Ассоциации менеджеров России эксперты медиарынка попытались ответить на этот вопрос. Подробности – в материале «ФедералПресс.
За последнее время уровень потребления материалов среди аудитории Интернета изменился. Об этом в начале дискуссии заявил основатель агентства цифровой социологии контента и медиа «Импакт Медиа» Александр Ляпин. По его словам, люди все чаще смотрят и читают то, что им действительно интересно, не полагаясь на алгоритмы рекомендаций. Он пояснил, что посетители Сети пользуются примерно 6–8 различными источниками, часто даже не заглядывая в поисковики. «Человеку становится не нужен поисковик, потому что он напрямую заходит в СМИ и телеграм-каналы, которые ему нужны. Роль поисковиков постепенно снижается», – сказал Ляпин.
Он отметил, что люди используют для поиска контента нейросети, например, perplexity. «Он уже иногда даже пугает, предвосхищая то, что я могу найти через два-три шага запросов», – сказал эксперт.
Искусственный интеллект стал активно использоваться не только для поиска, но и для создания контента. Во время дискуссии эксперты согласились с тем, что в качестве инструмента ИИ сокращает время работы журналиста над материалом, но смогут ли алгоритмы в будущем заменить профессионала – здесь мнения разделились. «Сегодня нейронки пишут просто потрясающие материалы на уровне прекрасных мировых изданий. Даже навык написания теста сейчас отходит на второй план, на первый план выходят те, у кого будут идеи, и даже с точки зрения идей нейросети начинают опережать человека», – сказал Ляпин.
Сопредседатель комитета по ИИ и вице-президент АКАР Алексей Парфун добавил, что если взять два текста: один написанный Антоном Чеховым, а другой нейросетью, которая копирует классика, в лучшем случае, только 50% аудитории сможет определить, где материал за авторством писателя. «Вы сильно переоцениваете человека и недооцениваете качество искусственного интеллекта. Это вопрос умения работать с ним. Будут создаваться очень добротные СМИ, их будут читать люди», – сказал Парфун.
Он полагает, что алгоритмы ИИ будут и дальше совершенствоваться в различных сферах создания контента. Так, по мнению эксперта, через год видеозаписи, созданные с помощью нейросетей, будет не отличить от видео, записанных человеком.
Генеральный директор медиахолдинга«ФедералПресс» Надежда Плотникова не согласилась с тем, что ИИ сможет заменить качественную журналистику в будущем. «Я не устаю повторять каждый раз: ИИ не заменит уровень мышления человека, который в профессии журналиста работает 20 лет, например, пишет про экономику страны, все знает от и до и общается с бизнесом, знает экспертов и может находить точки поворота темы», – сказала она.
Плотникова пояснила, что речь идет о текстах, которые поднимают глобальную проблематику, а также о текстах-размышлениях, которые должны привести аудиторию к определенным выводам. «Это история про развитие мышления человека, который создает что-то важное и ценное», – сказала она.
Директор кластера Центр+Юг Shkulev Holding Екатерина Квашенкина также считает, что нейросети не заменят качественную журналистику. «Журналистика – это не создание текста или создание контента, это работа с информацией, которую мы получаем у других людей. Пока что никакая нейросеть не может установить дружеские отношения с человеком, обладающим ценной информацией, взять эту информацию и принять решение, когда ее обнародовать», – сказала Квашенкина, добавив, что в этой сфере журналист незаменим.
Во время дискуссии участники не смогли определиться, какой текст будет лучше продвигаться в поисковиках и социальных сетях: хорошо оптимизированный и написанный журналистом или же сделанный с помощью нейросетей. Мнение экспертов разделились. Но они сошлись на том, что участникам рынка нужно учиться использовать нейросети, воспринимать их как удобный инструмент, который поможет сократить время работы в несколько раз.
Фото: ФедералПресс / Денис Коробейников