Эстония продолжает попытки блокировать проход танкеров в российские порты через Финский залив. «ФедералПресс» выяснил, какие оправдания приводят прибалтийские власти, как реагирует Россия и может ли столкновение перерасти в кризис между Россией и НАТО.
Нейтральные воды под чужим контролем
Эстония все чаще пытается влиять на проход судов, следующих в сторону российских портов. Один из таких случаев произошел 14 мая. Танкер Jaguar шел под флагом Габона через нейтральные воды Финского залива. Впереди был порт Приморск, когда с эстонского берега поступило требование изменить курс и войти в территориальные воды. Повод – проверка. Но если бы судно подчинилось, его могли бы остановить официально.
Jaguar проигнорировал требование и не свернул с маршрута. В ответ навстречу судну вышли два патрульных корабля. После поступления информации о возможной провокации в воздух поднялся российский истребитель Су-35. Самолет пролетел над судном. После его появления эстонцы покинули район. Танкер дошел до порта Приморск. Перед швартовкой корпус проверили водолазы.
Нестабильный маршрут
Финский залив – узкий морской коридор между двумя странами НАТО. В самом сужении расстояние между берегами Эстонии и Финляндии составляет около 70 километров. Здесь проходят основные маршруты к портам Приморск и Усть-Луга.
Согласно морской конвенции, государства обязаны обеспечивать свободный транзит судов. На практике все чаще появляются препятствия. То запрос на отклонение курса, то досмотр, то сомнение в документах. Формально речь идет о безопасности. Но слишком многое указывает на другое – попытки затруднить доставку российских грузов.
С начала года жалоб от судовладельцев стало больше. Речь идет о задержках, сложных проверках и даже прямых угрозах остановки. Чтобы не рисковать, часть маршрутов теперь проходит под охраной. Остальные судовладельцы ищут обходные пути и оформляют перевозку через третьи страны. Финский залив все меньше напоминает нейтральные воды и все больше –контрольную зону с переменными правилами.
Ответ российской стороны
18 мая в прибрежных водах Ленинградской области российские пограничники остановили танкер Green Admire. Судно шло под флагом Либерии и вышло из эстонского порта Силламяэ. Патруль проверил документы и состав груза. Все прошло спокойно и без задержек. Нарушений не выявили.
Это был первый досмотр судна, идущего из Эстонии, после инцидента с Jaguar. В Москве подчеркивают: действия были в рамках закона. Речь не о пресечении, а о контроле. Но сам факт показывает: Балтика стала морем, где счет ведется в обе стороны.
Официальная реакция Таллина
Министр иностранных дел Эстонии Магнус Цахкна на фоне недавних событий обвинил Россию в «непредсказуемом поведении».
Впрочем, сам Таллин от своей линии отступать не собирается. По словам министра, Эстония будет продолжать давить на танкерный флот, связанный с поставками российской нефти. В санкционные списки Евросоюза уже внесли более трехсот судов, и это, как подчеркнул Цахкна, еще не предел.
Что говорят эксперты
По словам доцента РАНХиГС политолога Ольги Дегтяревой, действия Эстонии не выглядят случайными. В отличие от Финляндии, где иногда ссылаются на экологию, Таллин действует открыто.
«Цель – максимально осложнить судоходство и собрать информацию о тех судах и их владельцах, которые торгуют с Россией», – отметила Дегтярева.
По ее словам, торговля все равно будет продолжаться, а ограничения приведут лишь к росту напряжения и появлению более запутанных схем перевозок.
Без иллюзий о спокойствии
Движение в порты Ленинградской области не прекращается, но уже давно идет не в штатном режиме. После истории с Jaguar стало понятно – теперь все чаще суда будут идти не в одиночку, а под охраной. Каждое новое вмешательство со стороны соседей приближает Балтику к сценарию, в котором случайный эпизод может стать поводом для серьезного конфликта.
Напомним, что Путин ответил EC за провокации в Балтийском море. Подробнее об этом в материале «ФедералПресс».
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1

Санкции против России