В России фиксируют рост числа так называемых «черных вдов» – женщин, которые вступают в фиктивные браки с бойцами СВО ради получения компенсаций, положенных после их гибели. СМИ сообщают о новых схемах, которые превращают трагедию в способ наживы. Знают ли об этом депутаты и планируют ли изменить законодательство? Эти вопросы корреспондент «ФедералПресс» обсудил с парламентариями.
Невыдуманная проблема
По словам председателя комитета Государственной думы по социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, в парламенте знают о существовании проблемы. «Я не знаю, насколько она раздута, но случаи такие есть, факты такие есть», – отметил депутат в беседе с «ФедералПресс».
При работе с гражданами народным избранникам сталкиваться с реальными примерами «черных вдов» пока не приходилось, отметил Нилов.
«Случаи обсуждаются и среди граждан, и в интернете. Но я никого не встречал, чтобы были такие живые примеры. Но информация такая действительно есть», – отмечает председатель комитета.
При этом парламентарии рассматривают все проблемы и обращения граждан. Дойдет и до рассмотрения проблемы «черных вдов», полагает Нилов. По его словам, Государственная дума постоянно дорабатывает законодательство для защиты бойцов и ветеранов специальной военной операции. «Недавно мы рассматривали проект закона, в соответствии с которым были введены определенные механизмы защиты тех средств, которые получают именно военнослужащие, чтобы эти выплаты не подлежали разделу при разводе», – заключил Нилов.
Напомним, 12 мая 2025 года в Государственную думу был внесен законопроект, согласно которому денежные выплаты, полученные гражданином в связи с участием в специальной военной операции, являются его личной собственностью и не подлежат разделу при разводе. По действующей статье 34 Семейного кодекса РФ такие средства подпадали под категорию «совместно нажитого», если супруги не заключали брачный договор.
Планка упала
На этот законопроект в беседе с корреспондентом сослалась и председатель комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Нина Останина. «Да, нам знакома эта ситуация. Недавно внесен проект, который касается этой темы. Отрицать проблемы нельзя, снизилась планка общественной морали – она кое у кого находится на нуле. Ко мне приходят обращения бойцов СВО, они сами часто находятся в отчаянии от предательства. Нередко бывают факты, когда парень в отпуске быстро вступил в брак, взял кредиты и ипотеку, а потом снова приезжает – и ему подают на развод», – поделилась проблемами ветеранов Нина Останина.
При этом она отметила, что против «черных вдов» пока на законодательном уровне ничего нельзя сделать. Факты откровенного мошенничества должны устанавливаться правоохранителями и решаться в судах, подчеркивает парламентарий. Что касается добровольных браков, они регистрируются в соответствии с действующим законодательством.
Председатель комитета по делам семьи связывает эту ситуацию с общим падением морали, из-за чего все больше браков заключаются «по расчету». «Мы сейчас, в том числе этими «черными вдовами» пожинаем плоды того, что случилось с нашей моралью за последние 30 лет. От образов «приехала в столицу – нашла папеньку» и возникают те женщины, которые ищут парней в зоне СВО ради выплат. Есть и мошенничество, когда с погибшим человеком заключен брак «задним числом». А как можно обвинить в корысти тех, кто вступил в брак добровольно? Такого законопроекта нет, регулирования нет, но проблема есть – отрицать не буду», – заключила Нина Останина.
С наличием проблемы согласился и заместитель комитета ГД по делам семьи, женщин и детей Виталий Милонов.
«Среди моего окружения, к счастью, таких «вдовушек» нет. Жены моих боевых товарищей – исключительно женщины нравственные и надежные. Не исключаю, что такие мошенницы существуют», – отметил депутат.
Поскольку законодательного решения проблемы нет, он предложил за такие действия наказывать. «И их надо, конечно, бить по рукам и по другим частям тела пряжками от офицерского ремня», – подчеркнул Виталий Милонов.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова