Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

День великой и сильной страны: что ждет россиян на следующей неделе

Флаг России
На следующей неделе страна отметит День России

Россия встретит новую неделю в состоянии внутреннего переосмысления и внешнего давления. День России – уже не просто государственный праздник, а маркер национальной зрелости и идеологического поворота, считают эксперты. На фронте – эскалация в зоне СВО и уверенная инициатива Москвы. Тем временем в Канаде стартует саммит G7, где участники пытаются сохранить иллюзию единства – на фоне политических изменений в США. Читайте подробности в рубрике «ФедералПресс» «Смыслы недели»

День России

На следующей неделе страна отметит День России – праздник, который за три десятилетия прошел путь от формального выходного к символу национальной идентичности. За это время сама Россия изменилась не один раз: от хаотичных 90-х с кризисами и надеждами до амбициозных нулевых и тревожных десятых.

Сегодня страна сталкивается с новыми вызовами, пересматривая внешнюю и внутреннюю политику, культурные ориентиры и социальные приоритеты. В этом контексте День России становится поводом не только для торжеств, но и для размышлений – о пройденном пути, ценностях, которые нас объединяют, и будущем, которое мы строим. Мы спросили у экспертов, как они видят трансформации России за последние десятилетия и какие смыслы сегодня обретает этот праздник.

«Раньше это был День независимости. Но он часто подвергался критике: от кого именно Россия стала независимой? От Советского Союза? От чего-то еще? В этом было много неясности, и праздник долгое время не воспринимался всерьез, не ложился в смыслы. Особенно в 90-е и даже в нулевые годы сохранялось ощущение, что Россия стала независимой в результате распада Советского Союза. Но от кого именно – от самой себя, от РСФСР? Это вызывало недоумение.

Сегодня же День России обретает совершенно иное значение. Он постепенно становится одним из важнейших государственных праздников – я уверен, что в ближайшее время он будет восприниматься наравне с Днем Победы. В чем его суть сегодня? В многообразии России, в ее силе, могуществе, в восстановлении авторитета страны на международной арене. А это, как показала практика, очень непростая задача.

Не секрет, что в 90-е Запад считал, будто Россия окончательно проиграла – и ее распад на 7–8 частей лишь вопрос времени. В нулевые Запад уже начал сомневаться. А сейчас, пусть и нехотя, он вынужден признавать: Россия – сверхдержава. И хотя нас пытаются представить иначе, в том числе для своей аудитории, объективно в мире есть три сверхдержавы: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Китай. И именно они в перспективе будут формировать новую архитектуру мира.

Сегодня Россия – одна из немногих стран, которая вправе применять силу в защиту своих национальных интересов. Мы это делаем – не спрашивая разрешения. И чем дальше, тем яснее будет становиться: с Россией нужно договариваться, а не доводить до необходимости силового ответа.

Народ сплотился вокруг президента, вокруг тех идей, которые он продвигает. И потому День России сегодня действительно наполнен смыслом – это день нашей великой, сильной и единственной Родины», – поразмышлял в разговоре с «ФедералПресс» депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета по обороне, председатель партии «Родина» Алексей Журавлев.

«Сегодня Россия находится на новом историческом переломе: перед нами стоят новые вызовы, формируются новые тренды, идет переосмысление истории и наполнение современности новыми смыслами. Сегодняшняя Россия – это современное государство, ориентированное уже не только на Запад, как это было в 90-х и 2000-х годах, но и на Восток, Юг, на весь глобальный мир. Мы активно ищем и находим партнеров по всему миру.

Как юрист хочу отметить: в России высокоразвитое законодательство, особенно в экономической сфере. Многие страны могли бы позавидовать нашему уровню регулирования. Считаю, что проделана огромная работа, и как специалист в области гражданского права могу с уверенностью сказать – наше экономическое и гражданское законодательство входит в число лучших в мире.

Сегодня в центре национальных смыслов – понятия Родины, семьи, духовности и возрождения традиций. Россия становится современным и развитым государством, укрепляющим свою идентичность.

Особенно важно, что с 90-х годов в стране активно формируются институты гражданского общества. В каждом регионе действуют общественные палаты, созданы общественные советы всех уровней – от муниципального до федерального. Развивается система общественного контроля, включая ОНК. Это действительно масштабный шаг вперед в построении эффективной системы гражданского участия по всей стране.

Если говорить в целом – законодательство, гражданское общество, международное партнерство, укрепление ценностей – все эти направления находятся в стадии обновления и роста. Да, мы переживаем непростую геополитическую ситуацию, но проходим ее с достоинством.

Хочу подчеркнуть, что даже внешние вызовы стимулировали развитие ключевых отраслей, в том числе сельского хозяйства. Сфера, которая в 90-е и начале 2000-х находилась в кризисе, сегодня показывает серьезный рост. Это касается и других направлений экономики», – заявил в беседе с «ФедералПресс» заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб.

Массированное наступление

Минувшая неделя в зоне СВО ознаменовалась расширением наступательных действий российских войск. По официальной сводке Минобороны за 31 мая – 6 июня, ВС РФ освободили семь населенных пунктов, нанесли шесть массированных ударов по военной инфраструктуре Украины и продвинулись вглубь обороны противника по нескольким направлениям.

Потери ВСУ, по заявлению ведомства, превысили 10 тысяч человек за неделю. На этом фоне усиливаются обсуждения возможных дальнейших сценариев развития конфликта – от позиционного затяжного противостояния до попыток кардинального изменения линии фронта. Мы обратились к военным экспертам с вопросом: каковы ключевые итоги наступления и чего ожидать на этом этапе СВО?

«На ситуацию в зоне СВО влияет множество факторов, один из которых – это военная помощь Украине, которую до сих пор оказывают европейские страны и частично США. Мы говорим про так называемый пакет Байдена, Если его очень бережно расходовать, то хватит до конца лета текущего года, считают американские специалисты.

Понимая свое критическое положение, Украина отправила в Америку руководителя офиса президента Андрея Ермака, чтобы он постучался, попросил денег. Но денег ему и оружия не дали. Когда пакет помощи от США закончится, это будет один из факторов завершения боевых действий.

Но есть еще один фактор – это восполнение личного состава ВСУ. Украинская хунта хватает всех, пособие по инвалидности отменили. У украинских бойцов без рук и ног остается одна возможность: отправиться обратно на фронт.

Надо понимать, что от количества личного состава ВСУ будет зависеть сколько они продержаться в определенных укрепрайонах. Личный состав должен быть на определенном уровне – менее 40% от первоначальной численности. Этот уровень падает, количество потерь превышает количество мобилизационных возможностей. ТЦК (аналог военкоматов на Украине – прим. ред ) даже самыми драконовскими методами не обеспечивают пополнение. Люди не хотят воевать, происходят стихийные бунты, все на грани надлома.

С нашей стороны в зоне СВО началась летняя кампания. Войска наступают по всей линии боевого соприкосновения, в количественном плане интенсивность боевых действия выросла. Противник увеличил число беспилотников, атакующих наши позиции. Может быть, летняя кампания станет для Украины последним боем, особенно на фоне снижения поддержки США и Европы.

Ситуация на фронте будет меняться, вероятно, с июля этого года. Наши будут выходить на оперативные просторы. Может быть, уже осенью мы увидим такие результаты, о которых сейчас даже не подозревали. У нас для все для этого есть: и войска, и оружия хватает, и ракеты не заканчиваются. У противника проблемы нарастают одна за одной», – рассуждает редактор журнала «Арсенал Отечества», военный эксперт Алексей Леонков.

«Думаю, что эскалация будет, поскольку украинским властям терять особо нечего. Это похоже на ситуацию с Гитлером в бункере, который был готов утянуть за собой всех. У них остается только один путь – повышать напряженность, чтобы создать лучшие условия для переговоров.

Вопрос в том, будем ли мы на это реагировать или просто будем контролировать один участок Украины за другим. Это уже вопрос не к нам с вами», – рассказал «ФедералПресс» политолог, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Шоу для одного

На следующей неделе в Канаде пройдет саммит G7 – на фоне очевидных разногласий между Дональдом Трампом и остальными лидерами стран «семерки». Вместо традиционного единого заявления участники могут выпустить сразу семь отдельных документов – по вопросам ИИ, миграции, инфраструктуры и сырьевого суверенитета. Торговля и Россия – табу в повестке.

За фасадом дипломатических формулировок скрываются реальные противоречия. Что будет происходить за кулисами – рассказывает заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин.

«Шестеро участников «семерки» не хотят обижать одного очень обидчивого человека. На встрече G7 во время второго срока Дональда Трампа все будут его обхаживать, поскольку никто не знает, что он может сделать. Он может попросту заявить, что ему больше не интересны эти встречи, и что это лишняя трата средств налогоплательщиков США.

Трамп сейчас проводит законопроект, который повысит внутренний долг США, что вызывает недовольство у республиканских ортодоксов. На этом фоне он может попытаться сэкономить. Он всегда подчеркивает, что его избиратели – это его приоритет, и когда речь идет о международных обязательствах, он часто спрашивает, сколько это стоит.

Задача участников встречи – направить его в конструктивное русло, чтобы он не закрыл этот формат. Он предпочитает вызывать лидеров в Белый дом на переговоры, и никто не знает, что там будет. Участники могут опасаться, что он устроит ловушку, как это было с президентом Украины Зеленским или президентом Южноафриканской Республики Рамафосой.

На встрече с Фридрихом Мерцем в США также могли ожидать, что Трамп включит какой-нибудь ролик с критикой Германии, но этого не произошло. Внешняя политика для G7 сейчас непривычна, и их задача – написать расплывчатое коммюнике, чтобы Трамп не нашел ничего плохого о России, так как он надеется на помощь России в вопросах с Ираном.

В таких условиях говорить о серьезных решениях сложно, когда непонятно, как удержать формат G7. Трамп, скорее всего, не будет устраивать скандалов, но напомнит, что Америка не должна тянуть на себе весь мир. Он не любит многосторонние форматы, так как привык быть главной фигурой на всех мероприятиях. Здесь же он будет одним из многих участников, что ему не очень интересно», – рассказал Макаркин.

Фото: ФедералПресс / Светлана Возмилова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.