Top.Mail.Ru
Общество
Тюменская область
0

Семен Тегенцев о точках роста и приоритетах тюменской коммуналки: «В сфере ЖКХ мы одни из лидеров в России»

двое на набережной
Тюмень делают комфортной 40 тысяч коммунальщиков

Удержать молодежь и повысить демографию – казалось бы, как эти задачи относятся к сфере жилищно-коммунальных услуг? Однако губернатор Тюменской области Александр Моор обозначил главный принцип социально-экономической политики региона: необходимо создать комфортные условия для жизни, что непременно даст прирост числа жителей – как приезжих, так и новорожденных. Фактически исполнять эту многогранную задачу поручили департаменту ЖКХ Тюменской области – приоритеты этой работы в интервью «ФедералПресс» обозначил глава ведомства Семен Тегенцев.

Ремонт, модернизация, строительство

Семен Александрович, какие ключевые приоритеты сегодня определены департаментом ЖКХ Тюменской области на ближайшие годы и какие были созданы для этого условия?

— Наши приоритеты продиктованы национальными целями развития государства, которое определил президент Российской Федерации, и, безусловно, нашим департаментом во главу угла ставится постоянное повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Сегодня в отрасли работают более 40 тысяч специалистов, которые фактически беспрерывно поставляют коммунальные ресурсы. Это холодное и горячее водоснабжение, отопление, электроснабжение. Это и вопрос газификации, а также повышение комфорта проживания в многоквартирных домах. Эту задачу решаем благодаря реализации большой программы капитального ремонта многоквартирных домов. За всем этим, конечно же, стоят простые люди, которые работают в отрасли.

Как бы ни славилась Тюменская область высоким качеством жизни, вопросы к сфере ЖКХ у наших граждан остаются. Если нарисовать карту нашего региона и отметить на ней самые красные зоны, которые требуют внимания, где мы увидим проблемные точки?

— Я бы не стал делить по географическому принципу. Скорее всего, здесь нужно обратить внимание на следующие проблемные вопросы. В первую очередь это ликвидация слабых мест в сфере электроснабжения. Некоторое время назад мы на основе одной из холодных зим увидели эти слабые места в Тюменской агломерации. Сегодня по согласованию с территориальными сетевыми организациями, на основе деятельности регионального штаба по обеспечению электрической безопасности в регионе, мы сформировали план мероприятий. Этот план включает в себя 52 ключевые позиции, реализация которых повысит надежность электроснабжения. Основную часть работ выполнили в прошлом году. В этом сезоне продолжаем повышать надежность систем.

В агломерации мы развиваем систему водоснабжения, основываясь на принципе централизации, подключая не только абонентов города, но и абонентов Тюменского района. Масштаб серьезный – радиус составляет порядка 40 километров.

Важным вопросом и отчасти проблемным является история, связанная с нехваткой канализационных очистных сооружений. В этом году продолжается реализация крупного проекта по строительству канализационных очистных сооружений в Упоровском районе, а в этом году мы начали строительство канализационных очистных сооружений в Юргинском районе. Это районы, где таких сооружений раньше не было. Здесь мы улучшаем в том числе экологию территорий.

Вместе с тем продолжается большая модернизация очистных сооружений города, присоединяем всю Тюменскую агломерацию к централизованной системе водоотведения. Также в этом году будет завершена большая работа по модернизации водозаборных очистных сооружений Тюмени. Агломерация использует два источника – это Велижанская и Метелевская водоочистные станции. Если на Велижанской уже весь процесс модернизации завершен, она в полном объеме работает на 95 % своего максимума, то уже к концу 2025 года будет завершена модернизация Метелевской водоочистной станции.

Тюмень делает комфортной 40 тысяч коммунальщиков

Методы Тюмени: как идет модернизация коммунальных сетей

Тюмень прославилась особым подходом к улучшению ЖКУ, я имею в виду концессию. Какие планы на будущее?

— Концессия позволяет, не передавая права публичной собственности, государственной либо муниципальной, передавать в эксплуатацию объекты коммунальной инфраструктуры для их строительства, модернизации либо реконструкции. Сегодня это фактически единственный правовой механизм, который позволяет привлекать внебюджетные источники финансирования в обновление коммунального хозяйства с возвратом инвестиций либо через тарифный источник, либо через плату концедента. По большому счету это некий договор между государством и бизнесом, который позволяет реализовывать очень масштабные, финансово емкие проекты.

В Тюменской области начиная с 2016 года заключено 23 концессионных соглашения с общим объемом инвестиций более 47 миллиардов рублей. Они охватывают больше десятка муниципальных образований – это 11 концессионных соглашений в сфере теплоснабжения и 12 концессионных соглашений в сфере водоснабжения и водоотведения. Результаты показательны, потому что планы, задачи и решения, о которых мы сегодня с вами говорим, они во многом стали возможны благодаря концессионным соглашениям.

В Тюменской области модель выстроена таким образом, что она позволяет совокупность всех позитивных эффектов сложить и придать вопросам реализации концессионных соглашений совершенно иной смысл. В частности, в сфере водоснабжения и водоотведения мы ставим перед собой задачу формирования и создания единого регионального оператора по водоснабжению и водоотведению с последующим единым тарифом на эту услугу. Такой практики пока нет в России, но надеюсь, что у нас все получится.

В чем существенная разница этого подхода от предыдущего? И в чем выгода для потребителя?

— Разница в подходах заключается в том, что абсолютно точно не сложно построить объект, самое главное – его эффективно эксплуатировать, снижая издержки на производство продукта в удельных единицах, снижая эксплуатационные затраты, повышая эффективность, и что еще важно – эффективно работая с потребителями. Это, наверное, четыре кита, на которых основывается переход в концессионные отношения.

Что касается тарифа на коммунальные услуги, в Тюменской области есть категории – экономически обоснованный тариф и льготный для населения. Безусловно, есть очень большие отличия. Приготовить куб воды или приготовить одну гигакалорию стоит намного дороже, чем за это платит потребитель. И поскольку мы выполняем социальную функцию, то наша главная задача – социальная поддержка населения. Сегодня объем межтарифной разницы, который предоставляется ресурсоснабжающим организациям Тюменской области, фактически достигает значения 7 миллиардов рублей в год. То есть от этого мы не уйдем, мы понимаем, что индекс роста платы граждан ограничен теми рекомендациями, которые доводятся федеральным центром, и, понятно, мы должны им соответствовать.

Тюмень делает комфортной 40 тысяч коммунальщиков

ЖКХ – не всегда негатив

Вопрос ЖКХ довольно непростой в части социальной значимости. Какой механизм обратной связи используется для учета мнений жителей о проблемах ЖКХ?

— Когда мы встаем утром и включаем свет, воду, готовим, умываемся, то мы не задумываемся о том, как поставляется тот или иной коммунальный ресурс. Вспоминаем только тогда, когда его нет, когда возникает проблема: либо некачественная услуга, либо вообще откроешь кран, а воды нет, либо встало отопление, батареи отсутствуют, либо, еще того хуже, освещения или электричества нет в доме – нельзя включить чайник, телевизор и так дальше. В этом смысле основная наша работа заключается в том, чтобы максимально сокращать время вынужденной остановки поставки коммунального ресурса. Как только это время снижается до минимальных значений, соответствующих жалоб не происходит. Сейчас в дополнение к диспетчерским службам практически у всех поставщиков созданы страницы в социальных сетях и мессенджерах. У каждого муниципалитета или органа власти есть страницы в соцсетях, куда регулярно пишут жители и получают ответы.

В продолжение хочу спросить, проводятся ли мероприятия по повышению уровня информированности населения о правах и обязанностях в сфере ЖКХ?

— Традиционный профессиональный праздник День работников жилищно-коммунального хозяйства проводится каждый год в марте. Мы проводим активности, связанные с привлечением внимания к нашей профессии: в этом году – конкурс детских рисунков, где было очень много участников, приходили детки помладше и постарше. Таким образом мы говорим о повышении интереса к профессии.

Проводится под флагманом партии «Единая Россия» диктант ЖКХ. Еще есть Школа ЖКХ, в ней могут участвовать различного рода представители: как от совета многоквартирного дома, так и просто жильцы, любые заинтересованные активные граждане. У нас есть Международный день соседей, он отмечается в конце мая, перед отопительным сезоном. Этот праздник развивает традиции добрососедства. И таких мероприятий много: у нас в планах провести футбольный турнир среди предприятий ЖКХ, сейчас думаем над его организацией.

В последние годы такие мероприятия не проводились, и нам нужно помимо повышения заинтересованности к отрасли рассказывать о позитивных вещах. Потому что ЖКХ – это не всегда негатив. Я считаю, что здесь нужно смотреть на позитивные вещи, вытаскивать их на поверхность. Потому что в отрасли работают обычные люди, которые заслуживают такого же уважительного подхода и внимания к себе. Ведь нужно говорить не только об уважительном отношении, а о повышении доверия – к соседям, к власти, к управляющим и ресурсоснабжающим организациям. И в этом смысле хочется попросить всех, кто будет читать наше интервью, чтобы с внимательностью относились к профессии коммунального работника. Напомню, что более 40 тысяч сотрудников работает в сфере ЖКХ. Представьте, сколько это семей!

Фото: ФедералПресс / Ирина Ромашкина, Елена Майорова, Полина Зиновьева

Сюжет по этой теме
25 августа 2023, 10:19

Разговор с кабмином

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.