Из скромного поселения, где жизнь текла неспешно среди нескольких сотен душ, Зеленодольск стал крупным городом России с населением почти в 99 тысяч человек. Сегодня он – пятый по численности город Татарстана. О его истории и бессмертном подвиге жителей в тяжелые годы Великой Отечественной войны – читайте в материал «ФедералПресс».
От поселка – к важному транспортному узлу
Город Зеленодольск расположен на левом берегу Волги в Республике Татарстан. Его история берет начало в конце XIX века и связана со строительством Московско-Казанской железной дороги в 1897 году. Именно тогда возник небольшой поселок Кабачище, выросший вокруг одноименной железнодорожной станции и положивший начало будущему городу.
Эта станция стала важным транспортным узлом, который способствовал развитию торговли и промышленности в регионе. В начале XX века здесь были построены судоремонтные мастерские, ставшие затем основой для знаменитого Зеленодольского судостроительного завода имени А.М. Горького, основанного в 1895 году.
В 1893 году была основана станция Зеленый Дол, впоследствии, в советский период, предопределившая и название города – Зеленодольск. Железнодорожное сообщение между Казанью и Зеленым Долом стало доступно в 1894 году.
Знаменательным событием для региона стало возведение одноколейного железнодорожного моста через Волгу, спроектированного инженером Николаем Белелюбским.
«Его открыли в 1913-м, в год 300-летия царствующей династии, потому он и называется «Романовским». Он соединил западную и восточную части Российской империи, – рассказывает местный историк и краевед Анас Зайнуллин, – В 1918 году за его овладение развернулась битва между красными и белыми. Руководить обороной моста и взятием Казани приехал сам Лев Троцкий. В своих мемуарах, позднее, он посвятил этому эпизоду отдельную главу – «Свияжске дни». Большую роль в защите моста тогда сыграли дружины Паратских рабочих (местных жителей).
Именно после революции 1917 года Зеленодольск преобразился, став мощным индустриальным центром. Здесь были построены новые заводы и фабрики, обеспечивающие потребности советского флота.
С 1928 года поселение обретает имя – рабочий поселок Зеленый Дол. А уже в 1932 году он гордо именуется городом Зеленодольск, и в июле 1958 года становится центром Зеленодольского района.
![]()
Кстати, до 1928 года населенный пункт на месте современного Зеленодольска носил название Паратский Затон или сокращенно Паратск. Но город, как единое целое, возник не в одночасье. Первоначально он состоял из разрозненных поселков, которые соединялись между собой проселочными дорогами. Однако вопрос о зарождении населенного пункта на месте современного Зеленодольска до сих открыт, отмечает Анас Зайнуллин.
«Никто из краеведов, как покойных, так и ныне живущих, никогда не оспаривал лишь одну дату: 10 марта 1932 год,когда Зеленодольск, по решению ВЦИК, стал городом», – пояснил он.
«Город корабелов» и моряков
Ключевую роль в обеспечении Военно-Морского Флота СССР новыми кораблями и катерами сыграл Зеленодольский завод имени А.М.Горького. Именно поэтому за Зеленодольском закрепилось название «город корабелов».
Еще одна легенда города – завод имени Серго Орджоникидзе («Завод им. Серго»). Одно из старейших и крупнейших предприятий, он оставил неизгладимый след в экономике и социальной жизни региона. Его история началась задолго до того, как имя советского партийного деятеля Серго Орджоникидзе закрепилось за ним.
Это предприятие ведет свое начало с 1898 года. Оно зародилось как скромная механическая мастерская, выполняющая ремонт судов и производящая металлические изделия. Но со временем она превратилась в крупное предприятие, специализирующееся на производстве оборудования для сельского хозяйства и металлургии. Шаг за шагом, к началу XX века, завод стал значимым промышленным игроком, оснащенным по последнему слову техники.
В советскую эпоху завод пережил взрывной рост и модернизацию. Новое оборудование, передовые технологии – все это вдохнуло в него новую жизнь. В 1937 году, в память о выдающемся государственном деятеле Серго Орджоникидзе, завод получил свое нынешнее имя.
Интересно, что в Зеленодольске, «городе корабелов», первое празднование Дня Военно-Морского Флота прошло в июле 1939 года, и поскольку тогда этот праздник был в новинку, его объединили со сдачей норм ГТО и Сабантуем. В программу празднования также включили борьбу «Курэш» и бег в мешках, традиционные для татарского праздника.
В городе состоялся концерт и выставка, посвященная Военно-Морскому Флоту.
![]()
Первомайская демонстрация в послевоенные годы. Моряки идут строем по ул. Ленина, около ДК Родина
Как отмечает краевед Анас Зайнуллин, празднование прошло на озере Ременниково в выходной день, 24 июля 1939 года. Массовое гуляние началось в полдень и собрало четверть населения Зеленодольска (около десяти тысяч человек). Это говорит о том, что зеленодольцам уже тогда были важны традиции, связанные с кораблестроением и флотом.
Забегая вперед, надо сказать, что самый первый мемориал, посвященный Великой Отечественной войне, в Зеленодольске открыли в мае 1967 года. Это был памятиник бронекатеру.
![]()
Памятник Бронекатеру Калюжный на территории завода им. Горького. Его открыли в мае 1967 года. Это первый памятник, посвященный Великой Отечественной войне
Годы испытаний и подвига
Зеленодольск, хоть и не был в те годы крупным городом, но стал надежным тылом, обеспечивающим фронт и производя военные суда на заводе имени Горького. В годы Великой Отечественной войны город превратился в неприступную крепость промышленности. Большинство предприятий переключились на выпуск военной продукции. Зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького стал одним из ключевых звеньев этой цепи. В город вывезли оборудование Киевского и Ленинградского судостроительных заводов, которое стали использовать, чтобы приблизить Победу. «Горьковчане» строили не только корабли – они выпускали также артиллерийские снаряды в цехах № 7 и № 10. Вскоре цеха объединили в один под номером 10, а возглавил его выпускник индустриального института из Киева Михаил Регулянт. Его вместе с заводом «Ленинская кузница» эвакуировали в Зеленодольск.
![]()
Рабочие снарядного цеха №10. Завод им. Горького. 1943 год
Завод ковал минометы разных калибров, боеприпасы для легендарных «Катюш». На стапелях судостроительного завода рождались бронекатера, или «речные танки», как называли их моряки. И это не было преувеличением: катер был буквально закован в броню, вооружен пушкой и артиллерийскими орудиями. Они стали главным средством снабжения Красной Армии в Сталинградской битве.
![]()
Тяжелейшая ноша легла и на плечи рабочих завода им. Серго. Начало войны и сокрушительный натиск врага нанесли удар по оборонной промышленности страны – более трехсот предприятий военного профиля выбыли из строя. Но заводчане Зеленодольска сумели выстоять. Перейдя на военный режим работы, они выдержали беспрецедентную нагрузку: вместо 150 тысяч завод стал выпускать 1.5 млн снарядов в месяц. И делали это в основном женщины и подростки. Они жили прямо в цехах, тут же ели и спали. Неудивительно, что каждый третий снаряд малокалиберной артиллерии, обрушившийся на врага, был рожден здесь, на заводе им. Серго.
Нельзя забывать и о других предприятиях, которые ремонтировали вооружение и технику, изготавливали инструменты и оборудование для нужд армии, создавали детали и комплектующие для авиации и танкостроения.
Например, два фанерных завода отправляли на фронт лыжи для специальных лыжных отрядов. На этих же предприятиях производили в невероятных количествах фанеру, которая шла на строительство и ремонт самолетов, создание понтонных мостов, саней для пушек и санитарных шин для раненых бойцов Красной Армии. Другие заводы отправляли на фронт вещмешки, офицерские сапоги, солдатское нательное белье и хлопчатобумажное обмундирование.
![]()
Зеленодольский фанерный завод работает до сих пор. Он находится рядом со железнодорожной станцией Зеленый дол
Невзирая на трудности…
Несмотря на то, что только с двух заводов на фронт ушли почти 5 тысяч человек, в первые же месяцы войны зеленодольцы удвоили и даже утроили выпуск продукции. На смену ушедшим пришли люди из близлежащих деревень.
Удивительный факт: с июня по ноябрь 1941-го население Зеленодольска выросло в два раза – с 30 тысяч до 60 тысяч человек. В небольшой город на Волге прибывали и прибывали эвакуированные. К декабрю 1941 года в городе нашли приют 4 тысячи взрослых и более тысячи детей, а к апрелю 1942 года зеленодольцы приютили более 20 тысяч эвакуированных.
Город работал не только на оборону. На предприятиях освоили выпуск деталей для ремонта тракторов и комбайнов, поставили 1,6 млн деталей для сельхозмашин. Трудовые коллективы взяли шефство над двадцатью двумя колхозами и совхозами, четырьмя машинно-тракторными станциями.
Во время Великой Отечественной войны, через станцию Зеленый Дол и мост проходил основной поток эшелонов: на восток – с эвакуированным населением и промышленными предприятиями, а на запад – с воинскими подразделениями, техникой и боеприпасами.
В военные годы на железной дороге трудились около двух тысяч зеленодольцев. Важнейшим этапом войны стало сооружение так называемой «Сталинградской рокады» на правом берегу Волги, от станции Свияжск до Ульяновска, что позволило оперативно перебрасывать подкрепления к осажденному Сталинграду, отстоять город и разгромить армию Паулюса.
За короткое время в Зеленодольске были построены 130 домов, поликлиника, банно-прачечный комбинат и мельница. Особенно поражает Дворец культуры с символическим названием «Родина», распахнувший свои двери в 1944 году. Интересный факт: в этом ДК в июле 1944 года выступил знаменитый советский актер Игорь Ильинский, дважды лауреат Сталинской премии. Советского комика вся страна знала по роли бюрократа Бывалова из фильма «Волга-Волга» (а после войны он сыграет Огурцова в культовой комедии «Карнавальная ночь»).
К концу войны в городе действовали 10 общеобразовательных школ, два техникума, два ремесленных училища. Открылись школы рабочей молодежи, 17 детсадов и музыкальная школа.
За годы войны ремесленные училища подготовили 1650 токарей, 1500 слесарей, 200 фрезеровщиков, 225 столяров, 300 газоэлектросварщиков и 150 формовщиков-литейщиков.
По словам медиадиректора информационного центра «Зеленый Дол» Татьяны Витовской, несмотря на то, что в те тяжелые годы зеленодольцы жили впроголодь, они собрали 2 млн рублей на строительство двух кораблей – «Трудящиеся Татарии» и «Сталинец». А дети собрали средства на постройку боевого самолета «Зеленодольский комсомолец», который до конца войны сражался на фронте.
![]()
Всевоенобуч на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького. 1944 год.
Жители города самоотверженно участвовали в оборонительных работах, помогая строить укрепления и переправы, работая сверх нормы ради скорейшей победы. В строительстве оборонительных сооружений «Казанского обвода» участвовали 107 тысяч человек, в основном женщины.
Подвиг детей
По словам краеведа Анаса Зайнуллина, в начале 1943 года дети Зеленодольска собрали помощь для сверстников из освобожденных районов: это 4 тысячи книг, более 2,7 тысяч игрушек, а также методические материалы и игры. В школах города работали тимуровские отряды, которые помогали семьям солдат и ухаживали за ранеными в госпитале.
В июне 1942 года школьники собрали около 187 кг щавеля и 59 кг лука в районе Ременниково. Все это они отдали в столовые для нуждающихся. В следующем году комсомольцы Зеленодольска отправили 3000 книг на татарском языке солдатам на фронт.
К концу войны на предприятиях и в учебных заведениях Зеленодольска работали 180 молодежных бригад. Из них 81 бригада носила звание фронтовых и 10 бригадам присвоили имена Героев Советского Союза.
Зеленодольцы-герои
Из Зеленодольска ушли на фронт более 34 тысяч человек, а 13 тысяч не вернулись – погибли и пропали без вести.
![]()
Жители Зеленодольска хранят память о 18 земляках, героях Великой Отечественной войны. Это 15 Героев Советского Союза: Николай Алтынов, Степан Бендиков, Николай Волостнов, Иван Засорин, Николай Катин, Михаил Колчанов, Галлям Мурзаханов, Иван Норкин, Алексей Панфилов, Владимир Петров, Накил Сафин, Николай Соболев, Вали Хазиев, Халил Хайруллин и Хативи Хасанов. Их именами названы в городе четыре улицы и три школы.
Помимо этого, три зеленодольца стали полными кавалерами орденов Славы трех степеней: Семен Данилов, Яков Харитонов и Михаил Хитев.
Их имена увековечены в камне и в сердцах жителей города и района. Сегодня в Зеленодольске и его окрестностях множество обелисков и памятников героям войны и труженикам тыла.
![]()
Общегородской мемориал в Парке Победы был создан в ноябре 1967 года. Там зажжен Вечный огонь.
В современной истории Зеленодольска есть два Героя РФ. Один из них – капитан Марат Ахметшин – погиб в Сирии в 2016 году. А в 2025-м году такого высокого звания был удостоен полковник Семен Николаев – за боевые заслуги на СВО.
От истории – к современности
Сегодня Зеленодольск – важный промышленный центр Татарстана, где развивается не только судостроение, но и пищевая промышленность, машиностроение, туризм и многое другое.
В послевоенные годы, в конце 1950-х, завод имени Серго начал выпускать домашние холодильники. Первой моделью стал знаменитый ДХ-120, выпущенный в 1959 году. Название ему дали символичное: «МИР».
Объемы производства впечатляют: если в 1961 году на заводе произвели 25 тысяч штук, то в 1970 – уже 170 тысяч. В то же время началось производство однокамерного холодильника «Свияга», который быстро завоевал популярность по всему Союзу. В дальнейшем на предприятии разработали новые модели и модификации бытовых холодильников. Сейчас это холодильная техника «ПОЗиС».
Город также известен и своим вкладом в развитие космонавтики: на заводе имени Серго изготавливались детали для космических аппаратов.
В современной России это предприятие производит сельскохозяйственную технику, занимается металлообработкой и изготовлением деталей для различных отраслей промышленности. Его продукция востребована как в России, так и за ее пределами.
![]()
Завод им. Горького указом Владимира Путина наградили орденом «За доблестный труд». Вручать награду коллективу предприятия в июле этого приезжал помощник президента Николай Патрушев. Федеральные власти присвоили этот орден за большой вклад в развитие отечественного судостроения и достигнутые трудовые успехи. Осенью этого года завод отметит уже свое 130-летие.
Трудовая доблесть
Статус «Город трудовой доблести» был присвоен Зеленодольску вместе с башкирским Ишимбаем указом президента России 15 января этого года. Это стало признанием выдающихся трудовых подвигов жителей города в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления страны.
![]()
Города, удостоенные этого звания, получают право устанавливать специальные мемориальные доски и знаки отличия, подтверждающие их особый статус. Это способствует развитию туристических маршрутов, повышению интереса к истории региона и привлечению инвестиций в инфраструктуру и экономику города.
На сегодняшний день в России насчитывается 71 город, удостоенный этого звания, среди которых города-миллионеры (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь, Челябинск) и другие крупные населенные пункты страны.
![]()
Сегодня Зеленодольск гордится своим историческим наследием и бережно хранит память о выдающихся событиях прошлого, но живых носителей этой памяти с каждым годом становится все меньше: в городе осталось лишь 99 зеленодольских тружеников тыла.
Фото: ФедералПресс / Максим Артамонов; ФедералПресс / Cветлана Возмилова; Анас Зайнуллин / Фото из фондов Музея боевой и трудовой славы завода им. А. М. Горького


