Маркетплейсы давно стали одними из самых популярных площадок для покупок в России. Несмотря на длительное развитие этих платформ, интерес со стороны пользователей к ним только усиливается. И компании не всегда справляются с ажиотажем. ПВЗ (пункты выдачи заказов) в городах могут быть перегружены, а логистические цепочки – «не вывозить» объемы продукции. О том, как с этими проблемами справляются в регионах Северо-Запада РФ, читайте в материале «ФедералПресс».
Как маркетплейсы развиваются на Северо-Западе
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объемы e-commerce в России в прошлом году выросли на 41 %. Все больше россиян предпочитают заказывать онлайн продукты питания, бытовую технику и электронику. Ключевой тенденцией стал существенный рост продаж в небольших городах и поселках, в некоторых регионах достигающий 38 % по сравнению с предыдущим годом.
На Северо-Западе наблюдается резкое увеличение числа пунктов выдачи заказов. Например, в Калининградской области их насчитывается более 570. Даже в небольших населенных пунктах с численностью до 15 тысяч человек можно встретить от двух до пяти точек Ozon или Wildberries.
Однако рост оборота онлайн-торговли в регионах СЗФО влечет за собой и увеличение расходов на доставку товаров. Порой они составляют значительную часть от стоимости покупки. Нивелировать эти затраты компаниям e-commerce помогут новые сортировочные центры, а также логистические хабы. Поэтому подобные проекты маркетплейсов в регионах экономически выгодны для компаний. Ведь они избавляют от необходимости доставлять каждую посылку отдельно из Подмосковья.
Власти Республики Карелия и представители одного из крупнейших российских маркетплейсов согласовали строительство логистического хаба для интернет-торговли, который станет самым крупным в СЗФО. Новый объект планируется построить в районе поселка Томицы. Изначально предполагалось, что он займет более 27 гектаров. Однако параметры проекта были пересмотрены с целью минимизации воздействия на окружающую среду и снижения рисков для рынка труда в регионе.
В результате площадь выделенного земельного участка была сокращена, чтобы исключить воздействие на водные объекты. Это привело к трехкратному сокращению количества будущих сотрудников логистического хаба – до 2,5 тысячи человек.
По информации министерства сельского и рыбного хозяйства республики, набор персонала будет осуществляться поэтапно до 2032 года. Приоритет отдадут специалистам из Петрозаводска и других городов Карелии. Обещанный уровень заработной платы составит от 50 до 95 тысяч рублей – в зависимости от должности и объема работы.
Прогнозируется, что инвестиционный проект будет приносить в казну республики около 550 миллионов рублей в год в виде налогов. Маркетплейс планирует инвестировать в его развитие 3,3 миллиарда рублей. На сегодняшний день на интернет-площадке зарегистрировано около двух тысяч компаний из Карелии. Эксперты полагают, что открытие нового логистического хаба будет способствовать увеличению числа предпринимателей и самозанятых, реализующих свою продукцию онлайн.
В Калининградской области ситуация с маркетплейсами несколько осложняется из-за транзитных ограничений со стороны Литвы и Польши. Ранее многие импортные товары, заказываемые онлайн, аккумулировались на складах в Прибалтике и доставлялись в российский эксклав. В настоящее время логистические цепочки проходят через основную территорию страны. Это увеличивает сроки доставки и повышает ее стоимость. Время ожидания посылки составляет в среднем один месяц.
Задержки на российско-литовской границе и очереди на ближайший паром приводят к переносу сроков доставки. Строительство нового логистического центра должно частично решить эту проблему. Соглашение о его строительстве было подписано властями региона и компанией Wildberries на Петербургском международном экономическом форуме. Площадь объекта составит не менее 50 тысяч квадратных метров. В настоящее время ведется подбор подходящей площадки.
«Интернет-продажи растут, однако их доля в общем обороте розничной торговли российского эксклава составляет не более трех процентов. Новый логистический комплекс поможет преодолеть инфраструктурные барьеры и поспособствует дальнейшему развитию этого направления», – отметил губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных.
Предполагается, что новый сортировочный комплекс будет способствовать продвижению местных брендов на крупных онлайн-платформах. Также его появление приведет к сокращению сроков доставки. А это в свою очередь сделает товары более доступными по цене.
Насколько загружены маркетплейсы в СЗФО
В компании Ozon «ФедералПресс» сообщили, что новые пункты выдачи заказов открываются постоянно.
«Сейчас точки работают в стандартном режиме, они не перегружены. В среднем пункты выдачи посещают порядка 600 клиентов в месяц, и наши партнеры легко могут справляться с таким потоком. Более того, если мы понимаем, что точка постоянно сильно загружена, мы предоставляем финансовую поддержку на открытие ПВЗ рядом. Но проблемы с перегрузкой сети нет», – подчеркнули в маркетплейсе.
В Ozon, заверили в компании, постоянно работают над тем, чтобы услуги были эффективными. А для этого нужны качественные кадры.
«На складах мы создаем хорошие условия работы и предлагаем достойную зарплату, что помогает нам привлекать нужных специалистов. Конечно, в высокий сезон можем сталкиваться с локальной нехваткой сотрудников, но это помогает нам отточить поиск специалистов», – заявили в Ozon.
Для поиска сотрудников используют максимально широкий набор каналов:
- размещение вакансий на популярных онлайн-платформах;
- сотрудничество с рекрутинговыми агентствами;
- развитие программ рекомендаций;
- размещение дополнительных заданий и повышение тарифов для пользователей приложения Ozon Job.
На запросы «ФедералПресс» о загруженности ПВЗ в «Яндекс.Маркете» и Wildberries не ответили.
Почему жители СЗФО все чаще выбирают маркетплейсы
К 2028 году объем электронной коммерции в РФ вырастет до 30 трлн рублей. Доля маркетплейсов увеличится до 72 %. При этом доля классического онлайн-ретейла сократится до 9 % от общего оборота, говорится в исследовании консалтинговой группы SCG.
Документ указывает, что около 92 % онлайн-покупателей приобретают товары на маркетплейсах. Доля платформ в общем обороте электронной коммерции в РФ в 2020 году равнялась 27 %, в 2024-м она достигла 63 %.
Россияне все более рационально подходят к процессу покупок. Они предпочитают маркетплейсы из-за удобства, скорости обслуживания и доступности.
Работа на маркетплейсах для мелких предпринимателей является более выгодной, замечает доцент кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС, кандидат экономических наук Дмитрий Десятниченко в беседе с «ФедералПресс».
«Потому что суммы расходов, которые нужны, чтобы открыть даже самый маленький магазин, намного больше затрат на создание точки выдачи заказов. Также в случае работы на маркетплейсах не нужно собирать тонны разрешений и мучиться с бухгалтерией. А товары и прибыль ведь одинаковые. Для микробизнеса маркетплейсы – отличный вариант старта», – говорит эксперт.
Развитию маркетплейсов в стране, отмечает Десятниченко, способствуют стремительная цифровизация жизни и качественный отечественный финтех.
Фото: unsplash.com
Эксклюзивы «ФедералПресс»


