Короткие видео в соцсетях – reels и shorts – давно стали привычным способом развлечения. Но за быстрым весельем скрываются изменения в работе мозга, которые могут повлиять на память, концентрацию и даже на восприятие информации. Об этом пишет портал moe-online.ru.
Феномен коротких роликов
Формат вертикальных видео длительностью до минуты появился еще в начале 2010-х, но мировую популярность приобрел благодаря TikTok. Позже его подхватили и другие платформы. Сегодня такие видео используют для юмора, рекламы, мемов и трендов.
Однако вместе с популярностью появилось и новое понятие – brainrot («гниение мозга»). Им называют ролики, не несущие интеллектуальной нагрузки. Их задача – отвлечь человека, дать ему мгновенную радость, но без глубокой смысловой ценности.
Почему рилс и шортс вызывают зависимость
Ученые отмечают, что короткие видео формируют у зрителей клиповое мышление. Человек привыкает к тому, что информацию можно усвоить быстро, но поверхностно. Исследования показывают: регулярный просмотр снижает концентрацию внимания и ухудшает память, особенно у подростков.
Работа Чжэцзянского университета доказала, что во время просмотра таких видео в мозге вырабатывается дофамин – гормон удовольствия. Пользователь листает ленту, стремясь получить новый «выброс счастья». Но со временем того же эффекта добиться все труднее – требуется больше контента. Так и формируется зависимость.
Как работают алгоритмы
Сами соцсети поддерживают этот процесс. Алгоритмы фиксируют интересы пользователя и подстраивают контент, даже если человек просто задержался на ролике, не поставив лайк. Более того, система выстраивает ленту так, чтобы не каждый ролик был интересным: зритель должен пролистать несколько, прежде чем снова получить дофаминовый заряд. Такой принцип удерживает внимание на час и дольше.
«Дешевый» и «дорогой» дофамин
Психолог Артем Сазыкин сравнивает зависимость от роликов с курением.
«Это как, например, с сигаретами – человек покурит, никотин выйдет, и курильщику захочется снова. Так работает дешевый дофамин, в том числе даже от рилсов» – утверждает эксперт.
По словам специалиста, дешевый дофамин появляется из простых удовольствий – фастфуда, шопинга или бесконечного скролла. А дорогой требует усилий: его можно получить от занятий спортом, учебы, волонтерства или работы над важным делом.
«Чтобы не листать рилсы часами, нужно найти источник дорогого дофамина. Прежде всего – свое дело, цель. Человеку необходимо знать, зачем он что-то делает. Если же у него нет мотивации, он продолжит отвлекаться на работе или учебе» – уверен психолог.
По его словам, важно, чтобы цель не сводилась только к заработку. Дело должно приносить реальную пользу и наполнять смыслом. Тогда человек получает не мимолетное удовольствие, а долгосрочное чувство счастья.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, как вести бизнес после запрета рекламы VPN и продвижения в нельзяграме.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия


