Россия ищет новые источники развития не только в технологиях и ресурсах, но и в смыслах. Креативные индустрии превращаются в площадку, где традиционные ценности становятся экономическим драйвером, а культурный код – конкурентным преимуществом. Именно эта философия легла в основу дискуссий на «Российской креативной неделе», которая открылась 25 сентября в Национальном центре «Россия».
Традиционные ценности как двигатель экономики
Мир меняется, и сегодня Россия не только следует этим изменениям, но и формирует новые тренды международного лидерства. В условиях кризиса однополярной модели акценты стран-лидеров смещаются с сырьевых ресурсов и технологий на смыслы и ценности. В ответ проактивно развивается новый сегмент экономики — креативный, охватывающий самые разные сферы: от кино и музыки до сельского хозяйства и космоса. Эти темы обсуждались на «Российской креативной неделе» в Наццентре «Россия» на пленарном заседании «Государство-визионер: новая философия интеллектуально-креативного лидерства России».
Картину будущего формируют люди с особым типом мышления и способностью к созиданию — творцы-инноваторы, ставшие ядром новой экономики, считают участники Креативной недели. В своих проектах и продуктах такие люди соединяют современные технологии, смыслы и нестандартные решения, одновременно транслируя традиционные российские духовно-нравственные ценности. При этом ключевая задача развития креативных индустрий – сохранить национальную идентичность и культурные коды.
«Мы должны осознать, что такое креативная экономика. А точнее, что такое «ценностно ориентированная» экономика, как традиционные ценности могут стать экономическим драйвером», – пояснила модератор сессии президент АНО «Креативная экономика», директор форума «Российская креативная неделя» и национальной премии в сфере креативных индустрий Марина Монгуш.
В последние годы по инициативе президента было создано множество площадок для развития креативной экономики – от грантов Президентского фонда культурных инициатив до проектов ИРИ. Все они работают на формирование фундамента отрасли, основанной на традиционных ценностях. Если еще десять лет назад российские креативные индустрии во многом ориентировались на западные образцы, то сегодня акцент смещен на создание собственного уникального культурного кода. «Развитие креативной экономики сегодня происходит быстрее всех других секторов. По всей стране ее доля составляется 7,5 трлн рублей, или 4,1% ВВП. Только в Москве в этой сфере генерируется 3,3 трлн рублей», – рассказала Марина Монгуш.
Стандарты креативных индустрий
Особую роль в развитии креативной экономики сыграло Агентство стратегических инициатив. Именно АСИ начало задавать стандарты этого сегмента. «Мы интересны миру. Несмотря на санкции, мы видим, как растет интерес к нашим ценностям. Это открывает окно возможностей для креативной экономики», – рассказала генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.
Она подчеркнула, что космополитизм размывает личность, тогда как традиционные ценности помогают сохранять идентичность. «Даже в российские бренды вплетен культурный код и традиции. Если мы будем копировать то, что уже есть в мире, это не вызовет интереса», – отмечает она.
Принятый недавно закон о креативных индустриях дает регионам инструменты для поддержки этого сегмента экономики и позволяет выявить наиболее креативные города страны. Сегодня многие региональные центры делают ставку именно на развитие креативных индустрий, в том числе в таких направлениях, как локальная гастрономия и мода. «Мы собираем сегодня лучшие креативные практики. Задача увеличения вклада креативных индустрий в экономику страны совершенно возможна», – подчеркнула Чупшева.
Экспорт традиционных ценностей
В России сложилась уникальная ситуация: мы смогли сохранить традиционные ценностей и поставить их во главу креативной экономики, рассказал глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. «Глобальная мировая проблема в потере смыслов. На Западе их давно потеряли. В России, с ее национальным многообразием, смыслов очень много – это и есть традиционные ценности, нам остается только показаться их всему миру», – рассказал он на пленарном заседании.
Николаев подчеркнул, что интерес мира к России во многом связан с сохранением ею ценностных ориентиров и культурных традиций. Более того, именно они стали основой для формирования новой креативной экономики. «Этот уникальный опыт сегодня необходим странам Глобального юга. У Якутии сейчас стоит задача поставить креативные индустрии на экспорт. Не только денежный, но и идеологический», – озвучил планы Республики Айсен Николаев.
Человек градообразующий
Несмотря на стремительный рост креативной экономики, остаются и проблемы ее развития, особенно в малых городах. Генеральный директор Фонда Мельниченко, директор социальных программ «АИМ Менеджмент» Татьяна Журавлева отметила, что в небольших населенных пунктах пока сложно говорить о сформированной креативной экономике: она представлена лишь отдельными инициативными людьми. В то же время именно такие люди готовы работать на развитие отрасли в регионах, что поможет сохранить интерес жителей к своему городу и сдержать отток населения.
«Но людям нужно «третье место» – это не только о благоустройстве, но и о креативной самореализации. Даже небольшая кофейня или креативный кластер в городе может стать якорем для жителей», – считает Татьяна Журавлева.
Надо смотреть на населенные пункты не как на градообразующие предприятия, а как на сообщества креативных людей. И помогать таким сообществам грантами, проектами как от бизнеса, так и от государства, отметила Журавлева. Это позволит не только сохранить малые города, но и стимулировать рост креативной экономике в стране.
Фото: ФедералПресс / Станислав Литвинов
Креативные индустрии в регионах РФ


