Жители Пушкинских Гор все активнее включаются в сборы гуманитарных грузов, откликаются на призывы волонтеров помочь бойцам, находящимся в непростых условиях на передовой. Волонтер из Пушкиногорья Виталий (Скобарь) рассказал, как собирается и доставляется гуманитарный груз для бойцов СВО.
Расскажите, пожалуйста, как все начиналось? Почему вы решили заниматься сбором и отправкой гуманитарной помощи?
— Я очень сожалею, что по состоянию здоровья не могу принять участие в специальной военной операции. Очень сильно испортил свой позвоночник, при больших нагрузках начинают отниматься ноги. Я старался помогать бойцам, участвуя в сборе гуманитарной помощи. В ходе этой работы я общался со своим другом Сергеем Ешиным, который погиб в конце января этого года. Он собирал и отвозил гуманитарную помощь бойцам.
Ешин взаимодействовал с правительством Курской области. Среди его заслуг – восстановление мельницы в деревне Квасникова в Курской области. Он работал и в Пушкиногорском заповеднике, где тоже восстановил мельницу. Его жена в Пушкинских Горах печет пряники для бойцов СВО из муки, которую мололи на мельнице, сделанной его руками.
У меня был набран небольшой груз для отправки, который я хотел отдать Сергею. Мы должны были с ним встретиться в воскресенье, но он погиб в субботу. После его похорон я решил, что буду собирать гуманитарку для бойцов. Меня познакомили с Николаем и Константином из города Новоржева, которые отвозили гуманитарные грузы в волонтерский штаб «Звезда» Белгородской области. Я сначала просто собирал для них грузы, а потом с ними начал ездить в качестве помощника доставлять помощь для бойцов СВО,
Мы ездим на своих частных машинах с прицепами. На бензин тоже сами зарабатываем. Я – строитель. Деньги, которые передают люди для бойцов, идут только бойцам. Грузы возим от тонны и выше, в связи с чем расход топлива довольно высокий. Необходимо от 30 до 50 тысяч рублей на рейс, в зависимости от веса груза и вида транспорта.
Как вы лично собираете гуманитарку? Расскажите о своем опыте. У вас есть группа во «ВКонтакте», но она не особо раскручена.
— Я человек немедийный, не люблю повышенного внимания, меня не было в соцсетях, но в связи с тем, что нужно донести до большего количества людей информацию, я зарегистрировался во «ВКонтакте», создал группу. Но в большей степени работает личное общение, а не соцсети. Я лично обращаюсь к людям, которые меня знают, доверяют. Они задают очень много вопросов. Я им объясняю, как довозим вещи до бойцов, как они эти грузы получают. Многие остерегаются помогать, так как появлялась информация в интернете, что груз может не дойти до бойцов. Они боятся, что их помощь будет выкинута.
Но меня очень радует, что люди больше начинают откликаться. Это могут быть друзья, которые работают на одном предприятии. Они скидываются со своей зарплаты, закупают стройматериалы. Даже пенсионеры из Пушкинских Гор выделяют деньги и покупают необходимое – бензопилы, инструменты и другое.
Я зачастую останавливаюсь прямо посреди дороги, вижу знакомого человека и сообщаю, что мы собираем гуманитарку для бойцов , объясняю, в чем конкретно они нуждаются, предлагаю помочь. Люди откликаются. В основном работает личный контакт.
В чем нуждаются бойцы?
— Гуманитарная помощь по запросу бойцов. Штаб рассылает информацию о том, в какой помощи они нуждаются. Это, как правило, печки-буржуйки, резиновые сапоги, обувь, теплые вещи, продукты питания, зубные пасты, щетки, ручки, портативные туристические плиты, газовые баллончики, чтобы приготовить пищу, влажные полотенца, так как у них нет возможности помыться.
Вода на вес золота, потому что в колодцах нельзя брать воду, так как она может быть отравлена. Ее доставляют либо командиры, либо волонтеры. Иногда им выдают всего поллитра на сутки. Бойцы едут в штаб за надежной, хорошей водой.
Также нужны ковры, паласы, линолеум, скобы для обустройства блиндажей. Очень много стройматериала нужно. Это все расходники, по той причине, что враг, к сожалению, жжет позиции. Все это безвозвратно уничтожается. Ребятам приходится все отстраивать, доставать, покупать.
Если груз собран, мы стараемся его быстрее доставить бойцам в Белгородскую область.
Как реагируют бойцы на гуманитарную помощь?
— У нас штаб находится в зоне поражения дронов и артиллерии, поэтому мы разгружаемся очень быстро. Разгрузились – машину убрали от штаба, чтобы не навести врага на цель. Точно так же бойцы приезжают в штаб. Они ставят свою технику подальше. Все происходит быстро.
Бывают моменты, когда появляются минуты пообщаться в штабе. Бойцы очень радуются, как дети, они счастливы, они видят отношение людей, их помощь. Они светятся, как будто дома побывали. Для них крайне важна помощь тыла и то, что про них не забывают. Они ж людей не видят практически –- у них постоянно боевые задачи, они находятся под обстрелами, им тяжело и выживать, и выполнять боевые задачи.
Когда они чувствуют поддержку тыла, они очень счастливы и благодарны. Ни разу не видел бойцов, которые хмурые. Видно, что они уставшие, но они расцветают в улыбке, когда получают помощь. Им очень нужна и важна эта поддержка.
У нас ведь многие не задумываются и не осознают, почему бойцам нужна помощь. Для ребят, которые рискуют своими жизнями, защищая нас с вами, очень важно чувствовать поддержку тыла. Они прекрасно понимают, ради чего они воюют и кого они защищают, но люди думают, что военные действия где-то там далеко, к ним не прилетает, у них праздники и веселье. Но достаточно людям представить себя на месте бойца, и тогда человек понимает, как трудно и непросто выполнять поставленные задачи в зоне СВО. Осознав это, люди подключаются к сборам гуманитарной помощи.
Мы отчитываемся перед всеми, кто пожертвовал: делаем фото- и видеоотчеты по доставке, разгрузке. Так как мы не можем находиться в штабе, то женщины, которые там работают, присылают отчеты о получении вещей бойцами. Для людей это очень важно. Даже тот, кто говорит, что отчет не нужен, все равно переживает, дошла ли посылка. Я лично отчитываюсь перед каждым человеком, который участвует в сборе.
Какие организации участвуют в сборе гуманитарной помощи?
— В наших сборах регулярно принимает участие Святогорский мужской монастырь в Пушкинских Горах. Они делают сбор пожертвований по благословению игумена Василия и владыки - митрополита Псковского Матвея. На эти деньги закупается только самое необходимое.
Монастырь также собирает вещи для бойцов – мужскую теплую одежду. Неоднократно они передавали мед со своей пасеки.
Простые люди отдают свои старые ковры, паласы, линолеум, которыми они не пользуются. Бойцам они нужны, чтобы не спать на голой земле.
Ребятам доставляется и «Столбушинские» продукты: медовый сбитень, мед, фрукты в меду. Ингредиенты для этой продукции собираются в Пушкинских Горах. Ребята распробовали, им очень понравилось.
Магазины строительные в Пушкинских Горах тоже выделяют по своим возможностями и гвозди, и скобы, и фольгоизол, и утеплитель, и пленку, которая очень нужна для защиты от влаги при строительстве блиндажей.
Есть ли какие-то рекомендации или правила по доставке грузов для волонтеров?
— Нет. Все едут, прекрасно осознавая, куда они едут, зачем они это делают. Все свои личные страхи уходят на задний план.
Из правил: волонтеры не доставляют продукты сомнительного качества и происхождения. Все грузы тщательно осматриваться.
Расскажите, пожалуйста, о случаях, когда волонтерам грозила опасность. Какие возникали ситуации с волонтерами и грузом в процессе доставки?
— Мне посчастливилось познакомиться с людьми, которые не думают о своей безопасности. Все мы под Богом ходим. До Брянской области едешь спокойно, а потом уже повышенное внимание к небу. Очень хорошо ехать вдвоем: один ведет машину и следит за дорогой, а второй – штурман, следит за маршрутом, за обстановкой вокруг и за небом. Могут появиться дроны, беспилотники. Напряжение, конечно, есть. Но страха нет. Едем, и главное – доставить груз.
Был случай, когда машина Сергея Ешина подверглась атаке дрона. Но она была бронированная, поэтому броню дрон не пробил, только внешнюю обшивку.
Иногда начинались атаки дронов и приходилось очень быстро разгружаться в штабе и быстро уезжать. Бывало и такое, что нас встречали с детекторами дронов, с помехами РЭБ, чтобы мы могли быстро разгрузиться и благополучно покинуть штаб, чтобы не подвергать ни себя, ни других опасности.
Бывают моменты, когда свыше подают знаки, и к ним нужно прислушиваться. Если чувствуешь, что происходит что-то необъяснимое, нужно сделать паузу, это может сохранить жизнь.
Однажды мы ехали довольно бодрыми, в хорошем настроении, но у нас стали закрываться глаза, закрывались будто скотчем. Мы спать не хотели. Пришлось остановиться и в тот момент, когда мы остановились, как узнали впоследствии, перед нами были сбиты 18 дронов, прямо по нашей дороге. Мы не смогли дальше ехать по прежнему маршруту, пришлось объезжать окольными путями. Путь получился длиннее, но все вернулись живыми, здоровыми, выполнив свои задачи.
Один раз, не доехав 200 км до штаба, наша машина внезапно остановилась и перестала заводиться. Мы тоже сделали паузу, пытались понять, что произошло с груженой машиной. Прошло минут 20, машина сама завелась, и мы поехали дальше. Как потом узнали, на пути перед нами был налет дронов.
Что бы вы хотели сказать всем гражданам нашей страны?
— Только все вместе мы можем победить врага, и любая помощь для наших бойцов крайне важна. Надо, чтобы быстрее пришла наша победа, чтобы бойцы вернулись все домой к своим семьям.
Мы с вами здесь можем спокойно и сходить в магазин, и отдохнуть в теплом доме, мы свободны, к нам ничего не летит, но это до поры до времени. Многие люди, находясь под периодическими обстрелами, уже устали морально и физически, но духа не потеряли, а самое главное, чтобы солдаты наши не устали. Для победы над нашим врагом нам нужно объединиться. Только вместе мы сила, только вместе мы победим!
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина
Спецоперация


