Производители молочной продукции в погоне за прибылью пытаются сэкономить путем добавления различных добавок. И речь не только о пальмовом и кокосовых маслах. На прилавки может попасть молочка с антибиотиками, «мясным клеем» или с добавлением синтетических эмульгаторов. О том, на какие хитрости идут отраслевики и как проверить молоко, сметану и масло, – в материале «ФедералПресс».
Какие вещества нельзя использовать при приготовлении молочного продукта
Согласно действующему техническому регламенту Таможенного союза (ЕАЭС), при производстве натуральных молочных продуктов категорически запрещается использование растительных жиров, синтетических белковых концентратов, крахмала, желатина, искусственных загустителей неживотного происхождения.
Однако, как отметила профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при правительстве РФ Надежда Капустина, недобросовестные производители нередко прибегают к тайному введению в молочную продукцию веществ, использование которых запрещено, либо требует специального декларирования.
Наиболее распространенными нарушениями являются:
- добавление растительных жиров, имитаторов молочного жира – искусственных заменителей на основе гидрогенизированных масел в сливочное масло и сметану без соответствующей маркировки;
- добавление синтетических консервантов типа сорбиновой кислоты, позиционируя их как натуральные;
- антибиотики также могут оказаться в молочной продукции. Они попадают в продукцию в том случае, если давались коровам и не были выведены из организма. Продукт с антибиотиками может нарушить микрофлору кишечника и снизить чувствительность организма к антибиотикам.
«Некоторые молочные фермы кормят животных медикаментами, чтобы ускорить их рост и предотвратить развитие болезней. Согласно регламенту, пока антибиотики не были выведены из организма коров, их молоко нельзя использовать в производстве. Но часть производителей не хочет терять потенциальную выгоду, и в итоге молоко с лекарствами оказывается на прилавках магазинов. Впрочем, антибиотики могут оказаться в молочке и намеренно – чтобы продукт был дольше годен для употребления», – рассказала «ФедералПресс» руководитель направления «Продукты питания» Фонда «Закон и здоровье» Ольга Анищенкова.
- применение стабилизаторов;
- использование фосфатов и фосфатных стабилизаторов (которые мешают усвоению кальция, что со временем приводит к хрупкости костей и проблемам с зубами);
- применение ароматизаторов и вкусовых усилителей (глутамат натрия, диацетил и др.). Эти добавки создают иллюзию свежести и маскируют низкое качество исходного сырья.
- добавление «мясного клея» или микробной трансглютаминазы. Несмотря на название, его также добавляют в молочку, отметила «ФедералПресс» Ольга Анищенкова. Ингредиент используют, чтобы придать зернистости творогу или сделать йогурт более густым. Вокруг «мясного клея» существует множество споров, и некоторые исследования находят связь между употреблением этого фермента и риском развития непереносимости глютена и даже болезни Альцгеймера. С 2020 года в России запрещено использовать данную пищевую добавку при производстве продуктов питания. Но до сих пор надзорные органы периодически находят потенциально опасный компонент в молочной продукции тех или иных брендов.
- использование консервантов и отбеливателей (перекись водорода, бензоат натрия);
Они применяются для продления срока годности и маскировки несвежего продукта.
«Многие из этих добавок не указываются на этикетке, поэтому покупатель узнает о фальсификате только по реакции организма – вздутию, тяжести, аллергическим проявлениям или нарушению пищеварения», – рассказал «ФедералПресс» технолог здоровья, профессор Гонконгского исследовательского института HNST Игорь Берлинский.
Эмульгаторы стоят особняком. Это вещества, обеспечивающие создание эмульсий из несмешивающихся жидкостей. Натуральные эмульгаторы традиционно использовали в качестве компонентов пищевых продуктов.
Разрешенными к использованию считаются лецитин подсолнечный и соевый, моно- и диглицериды жирных кислот (Е471), полиглицерин полирицинолеат, отметила Надежда Капустина. Концентрация данных веществ строго регламентируется санитарными нормами.
Также применяются Е472, Е476 (полиглицериновые эфиры), Е407 (каррагинан). Они тоже безопасны в малых дозах, но в больших количествах могут вызывать воспалительные процессы в кишечнике.
Категорически запрещается применение следующих эмульгаторов:
- синтетических эмульгаторов на основе полиэтиленгликоля;
- искусственных поверхностно-активных веществ промышленного назначения;
- эмульгаторов, содержащих трансжиры.
В частности, запрещены к применению в молочных продуктах Е499, Е551, Е1312 и ряд других технических эмульгаторов, которые не проходят контроль пищевой безопасности.
Как проверить продукты
Дома можно протестировать продукт на консистенцию, цвет и запах.
- Сливочное масло при растворении в горячей воде не должно образовывать мутный осадок;
- Сметану тоже можно проверить в горячей воде. Поместите ложку сметаны в жидкость. Качественный продукт растворится в воде, а его аналог с растительными компонентами останется комком на ложке или распадется на куски;
- Для выявления крахмала в сметане и молоке можно добавить каплю йода. Если есть крахмал, то сметана окрашивается в синий цвет, а молоко в фиолетовый;
- Натуральное масло в морозилке станет твердым, а маргарин останется мягким;
- При нагреве в сковороде масло должно таять, а не пениться;
- Если молоко натуральное, то при кипячении образуется плотная пенка, а на дне не останется осадка.
Для получения достоверной лабораторной оценки качества молочной продукции потребители могут обратиться в аккредитованные испытательные лаборатории Роспотребнадзора, региональные центры стандартизации и метрологии, а также в независимые лаборатории, имеющие соответствующие аттестаты аккредитации.
«Фальсифицированные молочные продукты не просто подделка, а фактор хронического воспаления и перегрузки детоксикационных систем организма, особенно печени и почек. При регулярном употреблении таких продуктов нарушается синтез ферментов, обмен кальция, ухудшается состояние кожи и сосудов», – заключил технолог здоровья, профессор Гонконгского исследовательского института HNST Игорь Берлинский.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия


