Глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила в Государственной думе, где подробно рассказала о денежно-кредитной политике Банка России. Она объяснила текущую ситуацию с инфляцией и озвучила вероятные сроки существенного снижения ключевой ставки. Корреспондент «ФедералПресс» посмотрел ее выступление и узнал, каким образом действия ЦБ способствовали оздоровлению экономики.
Что говорила Набиуллина
О ситуации в экономике
В начале своего выступления глава Центробанка рассказала о ситуации в отраслях экономики. Она сообщила, что снижение спроса и рост цен на экспорт негативно повлияли на угольную отрасль, также снизились перевозки по железной дороге. Рост показывает обрабатывающая промышленность, сферы, связанные с потреблением граждан, а также строительство. Набиуллина заметила, что различие в развитии между отраслями значительно, что говорит о структурной перестройке экономики.
«Суммарный результат – это продолжение роста, включая ВВП и инвестиции в основной капитал», – сказала глава Центробанка.
Так, с начала 2025 года инвестиции выросли на 4% в реальном выражении за счет прибыли предприятий реального сектора экономики, которые вкладывают свои средства в развитие
«В этом году прибыль предприятий реального сектора колеблется на уровене 2–2,5 трлн рублей в месяц. Это серьезный рост для инвестиционной активности», – сказала Набиуллина.
Она заметила, что прибыльными остаются отрасли, ориентированные на внутренний спрос, – строительство, сельское хозяйство, фармацевтика.
О банковских кредитах для предприятий
Другим источником финансирования экономики глава ЦБ назвала банковские кредиты предприятиям, которым к сентябрю 2025 года было выдано на 9,7 трлн рублей.
«Повышением ключевой ставки мы добились более умеренного роста кредитов и через это [добились] замедления инфляции», – сказала Набиуллина.
Она подчеркнула, что банки финансируют реальный сектор экономики за счет покупки облигаций, которые выпускают предприятия. С 1 октября 2024 года по 1 октября 2025 года предприятия получили кредитов на 14 трлн рублей.
«Это высокие темпы, которые не выливаются в высокие темпы инфляции и дают нам возможность снижать ключевую ставку», – сказала Набиуллина.
Глава ЦБ заметила, что кредиты останутся дорогими, пока производственные возможности экономики не догонят спрос, а без этого не получится вернуть низкую инфляцию. «Ключевая ставка сама по себе не может сделать кредиты дешевыми. Если снизить ключевую ставку при высокой инфляции, эффект будет обратным, экономика получит двойной удар: взлет инфляции и взлет ставок», – сказала Набиуллина.
Она добавила, что правительство финансирует приоритетные направления за счет льготных кредитов, а те предприятия, которые не могут воспользоваться такой возможностью, должны разворачиваться к рынку акций и привлекать новых акционеров. «Чтобы экономика твердо стояла на ногах, инвестиции должны опираться и на кредиты, и на рынок ценных бумаг», – подчеркнула глава ЦБ.
Портфель корпоративных облигаций на балансе банков вырос на 1 трлн 700 млрд с начала года. Набиуллина назвала это хорошим сигналом для экономики.
Об инфляции и ключевой ставке
Оптимистично глава ЦБ смотрит на ситуацию с инфляцией в стране. По ее словам, за последние 12 месяцев – к сентябрю 2025 года – инфляция снизилась до 8%. Ее высокие значения в прошлом году удалось преодолеть за счет повышения ключевой ставки, а теперь ставку стало возможным снизить.
«Инфляция снизилась, но инфляционные ожидания все такие же высокие, как в 2024 году. Четыре года высокой инфляции не проходят бесследно, эта инерция задирает все ставки в экономике», – добавила Набиуллина, объяснив, что именно поэтому Центробанк не смог снизить ставку сильнее 16,5%.
Она рассказала, что на ситуацию с инфляцией в стране также влияет группа факторов: повышение НДС, тарифов ЖКХ, утильсбора и рост цен на бензин. Набиуллина выразила уверенность, что правительство сможет остановить повышение стоимости топлива.
Отдельно глава Центробанка высказалась об укреплении рубля. Она подчеркнула, что национальная валюта стала более привлекательной для людей и бизнеса благодаря высокой ключевой ставке. «Укрепление рубля – один из каналов, по которым ключевая ставка тормозит инфляцию. Если этот канал убрать, то ключевая ставка должна быть выше», – заметила Набиуллина.
Она не согласилась с тем, что в российской экономике наблюдается рецессия. В этом случае в стране должны снижаться зарплаты и расти безработица. «Ни того, ни другого – нет», – сказала руководитель Центрального банка.
В завершение своего выступления Эльвира Набиуллина поделилась прогнозом по развитию экономики на ближайшие три года. В Центробанке считают, что ключевая ставка в следующем году будет держаться на уровне 13–15%, рост ВВП достигнет 0,5–1,5%, а инфляция остановится на уровне 4–5%. В 2027 и 2028 годах ключевая ставка прогнозируется на уровне 7,5–8,5%, рост ВВП – 1,5–2,5%, инфляция на уровне 4%.
«Наш путь к [снижению] инфляции вышел долгим и не прямым. Могло ли быть иначе? Не нам судить. Но в чем я и мои коллеги уверены – что он был необходим: для социальной, и финансовой стабильности и для развития экономики», – резюмировала Набиуллина.
Что депутаты спрашивали у главы Центробанка
Политиков интересовало, может ли ставка снизится сильнее заявленных показателей в прогнозе, если правительство профинансирует отрасли, повышающие производительность труда в стране. «Если рост производительности труда в стране будет идти опережающими темпами, это даст нам возможность быстрее снижать ключевую ставку», – сказала Набиуллина.
Спрашивали у главы Центробанка, можно ли обеспечить темпы роста экономики выше мировых. Эльвира Набиуллина отвечала, что это возможно при увеличении производительности труда в стране выше общемирового. «Для этого нужны инвестиции и предсказуемые условия для них, ценовая и финансовая стабильность. У нас есть все возможности достичь этих условий», – подчеркнула глава ЦБ. По ее словам, регулятор нацелен на устойчивое повышение темпов экономического роста, а ценовая и финансовая стабильность – базовые условия для достижения целей национального развития.
Интересовали депутатов субсидированные кредиты для предприятий. Политики спрашивали, можно ли увеличить их выдачу. Набиуллина подчеркнула, что в 2025 году в среднем в месяц выдавалось около 120–130 млрд рублей льготных кредитов. Она объяснила, что расширение объемов увеличит ставки по ним, поэтому нужно выдавать их адресно, например тем предприятиям, которые обеспечивают рост производительности труда.
Под конец дискуссии один из депутатов задал Набиуллиной политический вопрос. Он поинтересовался, как действия регулятора приближают победу в специальной военной операции. «Денежно-кредитная политика является частью экономической политики, мы всегда говорим о необходимости координаций действий правительства и Центробанка. Экономическая политика, которая стоит на прочном фундаменте макроэкономической стабильности и [имеет] достаточный запас прочности, <…> – это необходимое условие, чтобы наш бизнес, граждане и страна были способны из года в год реализовывать все свои задачи на всех направлениях», – ответила Набиуллина.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева


