Китай с 1 января 2026 года ужесточает правила экспорта автомобилей, что может серьезно повлиять на российский авторынок. Новые нормы усложнят вывоз машин, зарегистрированных менее 180 дней назад, что на практике перекрывает канал поставок новых автомобилей под видом подержанных. Это приведет к росту цен и увеличению сроков поставки в Россию. Какие изменения ждут российский авторынок, рассказывает «ФедералПресс».
Поставки усложнятся
«Логистическая цепочка поставки авто из Китая усложнится – теперь вместо быстрой операции по регистрации и снятию с учета нужно будет либо ждать 180 дней, либо проходить процедуру получения подтверждения от производителя. Оба сценария добавляют и времени, и издержек. Эти издержки, связанные с простоем автомобиля, его хранением и административной работой, неизбежно отразятся на конечной цене для потребителя. Для клиентов это означает, что эра сверхбыстрых поставок с китайского внутреннего рынка подходит к концу», – пояснил представитель «Известиям» японской экспортной компании на территории РФ Никита Колесников.
Инициатива исходит от Министерства торговли КНР и других ведомств. Согласно новым правилам, для экспорта автомобиля, с момента регистрации которого прошло менее полугода, потребуется предоставить на таможне письмо от производителя. В документе должна быть указана страна назначения и подтверждено наличие в ней авторизованных сервисных центров. Власти Китая заявляют, что эти меры направлены на стандартизацию конкуренции и обеспечение здорового развития экспорта подержанных автомобилей.
Схема с нулевым пробегом
Проблема продажи новых машин под видом бэушных стала широко обсуждаться в этом году. Как ранее отмечали в СМИ, в Китае работают тысячи дилеров, специализирующихся на таких схемах, когда автомобили имеют нулевой пробег, но формально считаются подержанными. По данным Ассоциации автомобильных дилеров КНР, доля таких «свежезарегистрированных» машин на внутреннем рынке подержанных авто по итогам прошлого года составила почти 13 %.
Главный редактор «За рулем» Максим Кадаков пояснил, что подобная схема позволяла автопроизводителям показывать высокие результаты продаж на внутреннем рынке и возвращать НДС. По его словам, в России таким импортом занимались в основном мелкие и средние компании, но иногда к этому механизму прибегали и официальные поставщики через посредников в Китае.
Что ждать от запрета
По мнению экспертов, запрет обусловлен стремлением Китая защитить глобальные бренды и перейти от количественного роста к качественному и контролируемому развитию. Это знаменует собой завершение этапа «дикого восточного рынка» и выход китайского автопрома на новый уровень зрелости.
Как сообщила генеральный директор одной из автокомпаний Ирина Франк, на сегодняшний день около 95 % автомобилей из Китая в Россию ввозятся формально как подержанные, хотя многие из них новые. В краткосрочной перспективе, по ее мнению, возможен ажиотажный спрос, так как импортеры будут стараться закупить машины по старым правилам. В долгосрочной же перспективе рынок очистится от нерегулируемых «серых» поставок, что укрепит позиции крупных брендов, развивающих официальные каналы.
Специалисты сходятся во мнении, что новые правила ударят по мелким и средним импортерам. Для них заморозка средств на 180 дней – серьезные дополнительные издержки и риски, которые неизбежно приведут к удорожанию автомобилей для конечных потребителей в России.
Фото: ФедералПресс / Анастасия Полетаева


