Top.Mail.Ru
Общество
Приморский край
0

Не единичный случай, а системная проблема: как теснота и переполненность приводят к давкам в школах

школа
Большая часть школьного фонда, построенная десятилетия назад, не справляется с реальной нагрузкой

Инцидент в историческом здании школы Владивостока, где из-за тесноты в гардеробе школьница получила вывих и ушиб, оказался далеко не первым в своем роде. Как выяснили «Известия», подобные происшествия регулярно случаются по всей России. Причина – в устаревших нормативах, хронической переполненности школ и физической нехватке места, которую не компенсировать организационными мерами.

Инцидент во Владивостоке: хронология событий

Инцидент произошел в школе № 9 с углубленным изучением китайского языка во Владивостоке. Первоначальные сообщения о «массовой давке» с десятками пострадавших и серьезными травмами не подтвердились – официально зафиксирован лишь один случай: у школьницы диагностировали вывих голеностопа и ушиб.

Правоохранительные органы начали проверку: прокуратура установила, что причиной стало одновременное окончание уроков у большого количества учащихся, а директор школы сообщила, что подобные инциденты у гардероба происходят систематически. При этом в управлении образования заявили о привлечении к ответственности как учеников, спровоцировавших давку, так и директора с педагогами, допустивших ее.

По свидетельству очевидца, давка возникла после 6-го урока, когда вахтер начала пропускать детей в тесную раздевалку небольшими группами, из-за чего в коридоре образовалась толчея, приведшая к падениям.

Проблема не в единичном случае, а в системе

Случай во Владивостоке – не разовый случайный инцидент, а часть тревожной общероссийской тенденции. Месяц назад практически такая же ситуация произошла в школе № 1 села Вольно-Надеждинское, что в том же Приморском крае. Ученики одновременно ринулись в гардероб, что привело к давке; к счастью, тогда обошлось без травм, но вещи детей пострадали.

В октябре волна подобных инцидентов докатилась до столицы: в престижной школе №548 в Москве столкнулись потоки детей из-за того, что новый охранник не открыл вторую дверь. География проблемы широка: от Ростова-на-Дону (лицей №71) до Екатеринбурга (школа №181). В конце сентября проверку из-за давки проводили следователи в Иркутске.

«Каждый такой инцидент вызывает серьезную реакцию, проверки и пересмотр организационных процессов. В то же время нельзя отрицать, что в старых зданиях, рассчитанных на гораздо меньшие потоки учеников, такие риски существуют. Особенно в моменты массового прихода или ухода детей», – сообщила «Известиям» член комитета Госдумы по просвещению Анна Скрозникова.

Корень проблемы: старые здания и устаревшие нормы

Школа № 9 располагается в историческом здании 1901–1903 годов постройки, являющемся объектом культурного наследия. Однако за фасадом памятника архитектуры скрываются серьезные проблемы. Как следует из комментариев учеников и отзывов в сети, в учебном заведении наблюдается аварийное состояние: осыпающаяся штукатурка, плесень и тараканы. В апреле 2023 года сообщалось даже об обрушении потолка.

Профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина подтверждает серьезность проблемы, характерной преимущественно для старых школ. Изначально экономия на пространстве коридоров, рекреаций и раздевалок создала в этих зонах постоянную угрозу безопасности при массовом скоплении учащихся. Эксперт констатирует, что исправить сложившуюся ситуацию крайне сложно, поскольку перепланировка старых зданий практически невозможна – например, узкие лестничные пролеты шириной 90 см не соответствуют современным нормативам в 120 см и не подлежат переделке.

«Согласование любых реконструкций в таких зданиях – чрезвычайно сложный процесс», – подчеркивает эксперт.

Большая часть школьного фонда, построенная десятилетия назад, не справляется с реальной нагрузкой

Юрист Србуи Манджиева поясняет, что современные требования к школьным гардеробным строго регламентированы: они должны располагаться у главного входа, иметь раздельные зоны для разных возрастов и обеспечивать не менее 0,15 м² на человека. При этом эксперт уточняет, что здания, построенные до вступления этих норм в силу, могут эксплуатироваться по первоначальным проектам.

«Если смотреть судебную практику, прокуратура обычно выносит предписание и обязывает организацию устранить выявленные нарушения, а школы чаще всего заявляют о невозможности выполнения предписаний по различным причинам – в основном из-за отсутствия финансирования», – рассказала юрист.

Что делать: мнения экспертов и перспективы

Организационные меры. Анна Скрозникова подтверждает наличие в России строгих нормативов для школьных помещений, отмечая, что современные здания им соответствуют. Однако значительная часть школьного фонда, построенная десятилетия назад, формально соответствует нормативам «на бумаге», но не справляется с реальной нагрузкой, что создает проблемы в часы пик. Скрозникова предлагает применять организационные меры: разделение потоков учащихся, индивидуальные шкафчики вместо гардеробных, разные входы для возрастных групп и гибкое расписание прихода-ухода детей в школу.

Демографическое окно возможностей. По словам Ирины Абанкиной, дисбаланс в загрузке школ часто связан с демографическими волнами. Эксперт пояснила, что в периоды роста в новых микрорайонах строили много школ рядом, но затем, в 90-е годы, детей стало не хватать даже на одно учреждение. Абанкина прогнозирует новый спад рождаемости до 2030 года, что приведет к заметному сокращению числа учащихся.

Эксперт обращает внимание на начавшийся демографический спад, который уже проявляется в недоборе учащихся в младших классах и детских садах. Это окно возможностей, по ее мнению, следует использовать для подготовки масштабной реконструкции школ в соответствии с современными нормативами.

Необходимость системного подхода. По словам Скрозниковой, если помещения школы объективно не справляются с нагрузкой, это неизбежно сказывается на способности учебного заведения эффективно организовать эвакуацию. Депутат подчеркнула, что подобные инциденты должны становиться не поводом для поиска виновных, а основанием для кардинального обновления подходов к организации школьного пространства.

Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов, Евгений Поторочин

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.