Жители города на Неве – люди к воде привычные. Но даже они удивляются, когда видят ручейки в местах, где их быть не должно. Например в метро. Некоторые станции подземки Северной столицы регулярно не выдерживают испытание природными движениями – и протекают. При этом некоторым таким объектам нет и 10 лет. О том, какие станции подвержены водопроницаемости сильнее всего и в чем причина этого явления, – в материале «ФедералПресс».
Как в Петербурге регулярно протекает метро
Жители Петербурга, ежедневно пользующиеся станцией метро «Дунайская», периодически задумываются о том, чтобы брать в подземку зонтики. Даже когда на улице сухо и без дождей. К таким мыслям горожан подталкивают регулярные протечки – на платформах и в вестибюлях. Последний раз подобное произошло 27 октября. Тогда вода начала заливать участок неподалеку от зоны прибытия поездов. В метрополитене Северной столицы заявили, что виной всему грунтовые воды. Их оперативно начали откачивать из пассажирской зоны. Все работы – в рамках гарантийных обязательств.
К протечкам на «Дунайской» петербуржцы уже привыкли, ведь они начались тут с первых дней работы станции в 2019 году. Тогда метрополитен связывал подобные инциденты с халатностью персонала. Однако протечки регулярно повторялись. В правительстве Петербурга конфузы объясняли тем, что станция построена на участке с водонасыщенными грунтами. При этом руководители подземки утверждали, что также одна из причин протечек – плохое качество работ при строительстве. Не помогал и ремонт на спусках к платформам. Увы, вода периодически проникает к поездам и по сей день. И не только на «Дунайской».
6 ноября прокуратура Северной столицы начала проверку после закрытия перехода на станции метро «Девяткино». Причина – попадание воды. Надзорное ведомство опубликовало ролик, на котором поток грязной воды течет через решетку ограждения подземки и проникает в проход к станции. Через эту жижу пытаются перепрыгнуть граждане. Но поток слишком широк, поэтому чистым не удалось уйти никому. Прокуратура во время проверки обещала оценить своевременность обслуживания инфраструктуры со стороны ГУП «Петербургский метрополитен», включая эксплуатацию трубопровода на станции.
Как станция метро в Петербурге ломается через год после открытия
«Хозяйственные» проблемы станций петербургского метро не ограничиваются только протечками. Недавно открытая после масштабного ремонта станция метро «Чернышевская» в 2024 году в первые дни эксплуатации неприятно удивила пассажиров остановками эскалаторов. Жители также сообщали о появлении некой жидкости, капающей со свода над эскалатором, ведущим наверх. В октябре уже 2025-го на станции неожиданно обвалилась штукатурка.
Работы по реконструкции одной из ключевых станций «красной» ветки метрополитена были завершены в июле 2024 года. Подрядчиком выступила компания «Метрострой Северной столицы» (МСС), приступившая к реставрации объекта в октябре 2022 года. Общая стоимость всех выполненных работ оценивается в 2,1 млрд рублей.
Сроки завершения данного проекта несколько раз переносились. Изначально открытие станции планировалось на май 2024 года. Однако затем дату сдвинули на июнь, а в итоге окончательно назначили на июль. Основными причинами задержки были названы пусконаладочные работы и необходимость получения всей разрешительной документации для запуска полноценного движения.
В идеальном состоянии станция пробыла недолго. Спустя всего год после завершения работ в вестибюле начал обваливаться потолок и вместо штукатурки пассажиры смогли увидеть арматурные конструкции. В городском метро пообещали, что подрядная организация «Метрострой Северной Столицы» устранит недочеты по гарантии.
Почему в Петербурге протекает метро
В самом метрополитене, как уже было сказано, проблему протечек на некоторых станциях в Петербурге признают. Как рассказали «ФедералПресс» в учреждении, речь идет о тех вестибюлях, платформах, а также эскалаторных и перегонных тоннелях, которые построены в сложных инженерно-геологических условиях.
«Они расположены в четвертичных отложениях (от суглинков до слоистых глин) и даже в намывных грунтах», – отметили в метрополитене.
Да, в Петербурге действительно одни из самых сложных геологических условий для строительства метро, признает в разговоре с «ФедералПресс» заведующий кафедрой «Тоннели и метрополитены» Петербургского государственного университета путей сообщения Александр Ледяев. Особенно, по его словам, это касается верхних слоев.
«Течи появляются в прослойке сверху, высота которой от 20 до 25 метров. Это довольно слабые и водонасыщенные грунты – иногда с вкраплениями древних подземных рек», – говорит Ледяев.
Однако, замечает эксперт, такие условия при строительстве подземки весьма часто встречаются в Петербурге. И работали в них еще в XX веке.
По словам специалистов метрополитена, к такому типу можно выделить следующие станции:
- «Беговая»,
- «Зенит»,
- «Дунайская»,
- «Проспект Славы»,
- «Ладожская»,
- «Озерки»,
- «Удельная»,
- «Московская».
«Примерно в тех же условиях, что и «Дунайская», построены южные участки и первой, и второй, и третьей линии. Есть еще знаменитый «размыв». И частых протечек в этих местах особенно не замечено. Почему возникают протечки? Здесь надо задавать вопросы о качестве строительства, качестве проектирования станций», – отмечает в разговоре с «ФедералПресс» транспортный инженер и автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов.
Протечки же в петербургском метрополитене предпочитают обозначать словом «водопроявления». Их причинами называют «производственные, конструктивные, эксплуатационные факторы, а также факторы, связанные с жизненным циклом сооружений».
«На новых станциях наблюдаются водопроявления, вызванные массовым запуском технологического оборудования (движением подвижного состава, эскалаторного оборудования) и перераспределением статических нагрузок на ограждающие конструкции станций, тоннелей, вентиляционных шахт. Они могут стать следствием регламентированных проектной документацией усадок, а также динамических нагрузок от автомобильного и трамвайного движения на поверхности», – рассказали «ФедералПресс» в метрополитене.
В подземке подчеркнули, что протечки на станциях могут быть вызваны сочетанием факторов. И для точного определения в каждом случае проводится экспертная оценка. При этом при капитальном ремонте станций или их реконструкции в проект всегда закладывается гидроизоляция эскалаторных тоннелей.
«Учитывая сжатые сроки выполнения строительно-монтажных работ, не всегда удается достичь стопроцентного результата. Также на достижение хорошего результата в части гидроизоляционных работ влияют условия плотной городской застройки и вышеперечисленные факторы», – подчеркнули в метрополитене.
Устранение протечек, согласно ответу учреждения, всегда происходит подрядчиком в рамках гарантии.
«Протечки, о которых мы слышим в последнее время, – это результат сегодняшнего времени. Они показывают, сколько внимания уделяется таким вопросам функционирования метро. Может строители или проектировщики потеряли какой-то опыт, случайно ослабили изоляцию. Понимаете, метро – это живой организм, не может быть, чтобы там ничего не происходило», – замечает Александр Ледяев.
С другой стороны, по его словам, 30–40 лет назад станции «не текли» с такой частотой.
«Но проблемы сегодняшние преодолимы. Опыт имеется. Пассажиры по крайней мере пока что с зонтиками не ездят. Метро – это инженерное сооружение, построенное в сложных условиях. У нас, например, в воздухе и космосе работают законы тяготения, притяжения и прочие. А под землей у нас только одни аксиомы, там нет никаких законов. Естественно, среда под нашими ногами более загадочная и агрессивная. Поэтому можно простить что-то товарищам строителям», – подчеркивает Ледяев.
Фото: ФедералПресс / Кирилл Конторщиков
Эксклюзивы «ФедералПресс»


