С 1 декабря 2025 года заработает новая методика расчета утилизационного сбора для ввозимых из-за рубежа легковых автомобилей: льгота будет распространяться только на машины мощностью до 160 лошадиных сил. На этом фоне легальный импорт автомобилей Toyota в Россию может практически прекратиться – такое мнение в беседе с редакцией naavtotrasse.ru высказал эксперт по авторынку, представитель японской экспортной компании Никита Колесников.
Жесткий удар по Toyota
По его словам, подавляющее большинство автомобилей Toyota, ввозимых в рамках параллельного импорта, не укладываются в новый лимит по мощности. Доля моделей с двигателем мощнее 160 л. с. превышает 95 %. Речь идет о ключевых для рынка моделях: внедорожниках Land Cruiser и Land Cruiser Prado, кроссовере RAV4 и седане Camry.
«На долю маломощных моделей приходится лишь 3–4 % импорта, что несопоставимо мало для сохранения рыночного присутствия. Если мы посмотрим на статистику, то для Toyota эта мера станет самой чувствительной», – пояснил Никита Колесников.
Как отметил эксперт, хотя японский бренд стабильно входил в десятку лидеров продаж, теперь ее позиции под угрозой. После распродажи складских остатков марка может покинуть рейтинг топ-10, поскольку без новых поставок поддерживать объемы будет нереально.
Переформатирование всего рынка
Ситуация с другими иностранными брендами, по оценке Колесникова, хоть и выглядит менее острой, но остается сложной. Например, у корейских Hyundai и Kia около половины поставок составляют модели с двигателями до 160 л. с. У Mazda, Skoda и Volkswagen доля таких автомобилей достигает примерно 30 %.
«Для этих машин льготный режим утилизационного сбора сохранится, что оставит для них нишу на рынке», – сказал эксперт.
Он резюмировал, что нововведение не отменяет параллельный импорт полностью, но кардинально меняет его структуру. По его мнению, рынок может переориентироваться на менее мощные и более доступные модели, в то время как сегмент крупных внедорожников и кроссоверов окажется в зоне риска и может активнее уходить в «серую» зону.
Ранее «ФедералПресс» писал, что за девять месяцев 2025 года в Россию завезли 322,9 тысячи автомобилей с пробегом. Лидером по объему импорта остается Япония.
Фото: ФедералПресс / Светлана Возмилова


